в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»


Михаил Георгиевич Шорин

Михаил Георгиевич Шо́рин (1904—1965) — советский хоровой дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР, 1951 год. Лауреат двух Сталинских премий первой степени, 1949 год и 1951 год. М. Г. Шорин родился 2-го, по старому стилю, сентября 1904 года в селе Троицкое Московской губернии. В 1912–1918 годах занимался в Московском синодальном училище у А. Д. Кастальского, Н. С. Голованова, Н. М. Данилина и В. П. Степанова. В 1926 году окончил МГК имени П. И. Чайковского по классу хорового дирижирования, в 1929 году — по классу симфонического дирижирования. С 1929 года хормейстер, в 1944–1958 годах — главный хормейстер Государственного академического Большого театра.
Продолжатель традиций русского хорового искусства, в значительной степени содействовал высокому уровню исполнительской культуры хора Большого театра. Участник многочисл. постановок опер на сцене Большого т-ра, в их числе - оперы "Князь Игорь", "Иван Сусанин", "Садко"; "Борис Годунов" (Гос. пр. СССР, 1949), "Хованщина" (Гос. пр. СССР, 1951), "Аида"; "Декабристы" Шапорина, "Никита Вершинин" Кабалевского.

М. Г. Шорин умер 7 марта 1965 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 3.

Дирижировал спектаклями:
«Садко» Н. А. Римского-Корсакова
«Князь Игорь» А. П. Бородина
«Иван Сусанин» М. И. Глинки
«Борис Годунов» М. П. Мусоргского
«Хованщина» М. П. Мусоргского
«Аида» Джузеппе Верди
«Декабристы» Э. Ф. Направника
«Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского

Лауреат: Сталинская премия первой степени, 1949 год — за оперный спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
Сталинская премия первой степени , 1951 год — за оперный спектакль «Хованщина» М. П. Мусоргского
заслуженный деятель искусств РСФСР, 1951 год.

Хор Большого театра, являясь частью оперной труппы, сохраняет собственное творческое лицо. В 80-е годы XIX века главным хормейстером и вторым дирижером оркестра театра был назначен Ульрих Авранек. При нем хор Большого театра достиг высочайшего исполнительского уровня и получил широкую известность в России. Многие композиторы сочиняли произведения специально для него. По воспоминаниям дирижера Николая Голованова, «великолепный хор московской императорской оперы... гремел в Москве, на его бенефисы и концерты собиралась вся Москва». В начале прошлого века хор Большого театра принимал участие в «Русских сезонах» С.Дягилева в Париже. С развитием оперной режиссуры хоровой коллектив становится активным действующим лицом всех оперных постановок театра. Художественные традиции хорового пения, красоту, силу и выразительность звучания хора развивали выдающиеся музыканты – дирижеры и хормейстеры Большого театра – Н.Голованов, А.Мелик-Пашаев, М.Шорин, А.Хазанов, А.Рыбнов, И.Агафонников и др. Высочайшее мастерство ансамбля было отмечено одной из парижских газет во время гастролей оперы Большого театра во Франции: «Такого еще не знал ни дворец Гарнье, ни вообще какой-нибудь оперный театр мира: чтобы во время оперного представления публика заставила бисировать хор».

 


назадътитулъ далѣе