в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»



Обитель в Пановке
Из истории Пановского Троицкого женского монастыря

«Пензенские епархиальные ведомости» публикуют уникальные документы об истории Троицкого женского монастыря, находившегося некогда в Пановке нынешнего Колышлейского района. От этой обители не осталось, в прямом смысле слова, камня на камне. Восстановить хотя бы память о ней поставили перед собой волонтеры, работающие над возрождение храма святой Аллы в соседней Старой Потловке. 20-23 мая 2016 года состоялся одиннадцатый волонтерский лагерь, посвященный возрождению памяти о Свято-Троицком Пановском монастыре. Волонтеры обнаружили, что на месте обители, даже фундаменты строений которой были уничтожены для размещения производственной базы колхоза, перенесенной на рубеже 1970-1980-х годов на новое место, за предшествующие десятилетия образовалась стихийная свалка и заросли бурьяна. 22 мая, в день памяти Святителя Николая, на месте монастыря был установлен поклонный Крест. Накануне этого знаменательного события в актовом зале Пановской школы состоялся праздничный вечер с участием старейшей жительницы села Марии Лаврентьевны, родилась в 1918 году, которая поделилась с собравшимися своими воспоминаниями о монастыре и церковной жизни в селе и его окрестностях. В этом номере «Пензенских епархиальных ведомостей» мы помещаем два материала о Пановском монастыре, подготовленных к публикации В. Б. Аймуразовой и А. И. Мраморновым. Это, прежде всего, статья священника С. Галлерова из саратовского «Братского листка» №№ 206, 207, 208 за 1909 год, которая раскрывает многие замечательные факты из истории обители, к примеру, заботу о нем праведного Иоанна Кронштадтского и священномученика Гермогена Долганева. А также дополняющие статью воспоминания старейшей жительницы Пановки.

Пановская женская община, Сердобский уезд

Освящение соборного храма
в Пановском Свято-Троицком женском монастыре
Сердобского уезда, Саратовской епархии, 6-го сентября 1909 года
Преосвященным Досифеем, епископом Вольским

Пановский Свято-Троицкий женский монастырь один из юнейших и беднейших монастырей Саратовской епархии. Он находит-ся в северо-западной части Сердобского уезда на реке Хопре, в 30 верстах от города Сердобска, в 200 верстах от города Саратова и 12 верст от станции Колышлей Рязанско-Уральской железной дороги. Монастырь основан некой благочестивой купчихой города Сердобска Пелагей Григорьевной Поповой, которая с этой целью купила на реке Хопре при сельце Пановке барскую усадьбу в количестве 93 десятин за 14 000 рублей у генеральши Араповой и передала Епархиальному начальству на предмет открытия женской общины. Епархиальное начальство, видя необеспеченность будущей общины содержанием, не давало согласия на принятие дара Поповой; тогда последняя подкупила еще участок пахотной земли на 170 десятин в 6 верстах от общины и после этого пожертвованное имение было принято; на открытие общины и Святейший Синод 1883 года изъявил согласие. Для устроения общины Преосвященный Павел, бывший епископ Саратовский, настоятельницей общины назначил Саратовского женского Крестовоздвиженского монастыря монахиню Арсению, происходившую родом из Владимирской губернии, опытную в монашеской жизни, так как в монастыре она была с 1847 года и по 1883 год более тридцати лет. Долго не решалась мать Арсения взять на себя бремя устроения общины и управление оной, ибо не знала, какие средства и доходы могли поддерживать существование ее, а также и месторасположение, да и жалко было расставаться с монастырем, в котором она прожила свои юные годы. Надежда на милость Божию, помощь Царицы Небес-ной и послушание воле начальства расположило ее принять начальственное бремя и со слезами она отправилась с тремя инокинями, выпрошенными ею в помощницы себе у Преосвященного Павла; решимость этих сестер оставить благоукрашенную обитель и идти для созидания новой обители в страну неизвестную вызвана была в них духовной любовью к матери Арсении за ее многолетнюю строгую монашескую жизнь. По приезде на место назначения грустное зрелище представляла Пановская община: стоял один барский каменный ветхий дом и развалившиеся деревянные здания для сестер, которых около учредительницы общины Поповой собралось до 20, ограды вокруг обители не было, а были развалившиеся, упавшие плетни. Смотря на все полуразвалившиеся здания и, вспоминая о своем благоустроенном Саратовском монастыре, говорили сестры, нельзя было удержаться от слез и рыданий. Основательница обители П. Г. Попова весьма радостно встретила новую настоятельницу Арсению и всячески утешала ее в скорби. С самого вступления своего в управление обителью настоятельница Арсения все свое старание употребила на благоукрашение обители. Ею в скором времени и при помощи добрых людей стали воздвигаться разные постройки и согласно уставам иноческих обителей, она принимала приходящих в обитель и желающих посвятить себя иноческому житию. Местоположение вполне соответствует для иноческого жилища: около самой обители протекает река Хопер, окаймленная с обеих сторон лесом, а среди обители озеро и пруд. В барском доме устроена из бывших двух комнат домовая церковь во имя Святой и Живоначальной Троицы, а для сестер в настоящее время выстроены отдельные небольшие деревянные корпуса; все обнесено высокой каменной оградой и такой же вышины деревянной оградой.

Святейший Синод общину переименовал в общежительный монастырь, а настоятельницу возвел в сан игуменьи 1905 года, ввиду улучшения обители в смысле материального благоустроения и нравственного благотворного влияния на окружающее население. В настоящее время монастырь имеет 160 сестер, которые, благодаря своей опытной игуменье Арсении, ведут строгую и полную всевозможных трудов жизнь. По правилам общежития сестры сами трудятся в лесу, полях и лугах и в хозяйственных постройках; они сами сеют и жнут хлеб, молотят и косят траву, занимаются огородничеством и садоводством и кроме этого занимаются рукоделием: шитьем золотом, вышиванием воздухов, полотенец, деланием искусственных цветов и тому подобное. Одним словом, жизнь насельниц вполне трудовая, полезная, плодотворная, почему обитель и возросла, улучшилась материально. С самого своего основания с 1878 года и по 1909 год обитель молилась в домовой тесной и темной церкви и, при стечении богомольцев, приходилось сестрам выносить тесноту и неудобства, почему настоятельница была озабочена мыслью построить соборный храм, и в 1898 году совершилась закладка и основание нового каменного храма с тремя престолами вряд. Главный в честь и славу Святой и Живоначальной Троицы, правый придельный во имя иконы Иверской Божией Матери и левый в честь и память святителя и чудотворца Николая и святого благоверного Великого князя Александра Невского и Преподобного Стефана Савваита, творца канонов. Освящение на основание храма совершал Высокопреосвященный Николай, бывший епископ Саратовский, а ныне архиепископ Владимирский и Суздальский.


проект на постройку каменной церкви для Пановской женской общины

Храм по смете архитектора должен обойтись в 47.073 рубля с копейками, а обитель имела в то время только десять тысяч, и Господь помог игуменье с сестрами построить храм. Хлопотливая и энергичная игуменья с благословения архипастырей и с их разрешения посылала по сбору сестер с двумя сборными книгами по своей епархии и по чужим, и добрые православные русские люди не отказывали в жертвах, подаяниях на святое дело, оправдывая слова народного писателя, что из лепты трудовой вырастают храмы Божии по лицу земли родной; сборы, подаяния текли на храм и от богатых людей и бедных, всякое даяние и большое и малое принималось с благодарением, со слезами радости и крестным знамением. Всероссийский молитвенник, высокочтимейший пастырь отец Иоанн Крондштадтский пожертвовал в разное время более 300 рублей на построение храма, Преосвященный Николай 100 рублей, саратовский губернатор 100 рублей, среди жертв были крупные жертвы, что и помогло достроить храм. Постепенно и сообразно весьма скудным средствам общины, заготовлялся материал для храма. Дальность расстояния монастыря от города и железной дороги тормозили дело построения храма. Бут, камень был куплен в количестве 60 кубических саженей по 3 рубля за 180 рублей, а пришлось отдать за провоз по 20 рублей за куб, за 60 саженей 1.200 рублей. Да при этом качество глины на монастырской земле для кирпича не годилось, почему кирпич вырабатывался плохой, неудобный для построения храма, и архитектор, гражданский инженер забраковал выделанный кирпич, почему и пришлось монастырю открывать новый кирпичный завод, старый уничтожить. Но и на другом месте кирпич в дело не пошел, напрасно были убиты все денежные затраты, и приостановилась кладка храма. Игуменья с сестрами не пала духом и в этой беде — сняла в аренду землю под кирпичный завод у соседних крестьян деревни Пановки, построила на ней кирпичные сараи, наняла рабочих мастеров, и Господь обрадовал храмоздательниц — кирпич стал вырабатываться удобный к построению, и стены храма стали подниматься выше и выше, так что через 7 лет возвел и стены храма до крыши. Тут дело приостановилось за неимением средств, монастырь много задолжал каменщикам рабочим за известь и другие материалы. Вот тут были трудные минуты в жизни в жизни храмоздательницы: они плакали, убивались и со слезами говорили: нет, не дождемся, не увидим нового храма, — умрем и не увидим, после нас уже достроят. Но голенький ох, а за голеньким Бог, — в это время Господь послал хороший сбор по книжкам и благотворителей, сестры наделали несколько сот тысяч кирпича и зимою санным путем перевезли его в монастырь, и через два года в 1906 году вновь началась работа весной, и к осени храм вчерне был совсем готов и покрыт черным железом, а главки белым блестящим, которого более чем на 600 рублей пожертвовал торговец Ершов из Колышлея. В 1907 году работы в храме возобновились Сперва осмотрели кладку храма, стены, своды и арки, и архитектор нашел, что все утроено прочно, хорошо, трещин нигде не видно, почему и разрешил отштукатурить храм внутри и устроить в нем духовые печи.

Весной были подняты кресты на главки храма при громадном стечении народа. В 1908 году намостили в храме паркетные полы из дубовых досок толщиной в полтора вершка, клетки величиной в квадратный аршин и обложены рейкой в вершок из черного дуба и в этом же году заказали иконостас один для всех трех, вышиной 16 аршин, шириной 26 аршин, за 9.600 рублей с условием, чтобы он был готов в 1909 году в конце августа месяца.

27 июня сего 1909 года в день полтавских торжеств монастырь был осчастливлен приездом Преосвященнейшего Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, и владыка благосклонно, участливо отнесся к строящемуся храму, изволил быть в нем и осматривать, давал те и другие указания игуменье и отбыл из монастыря в Сердобскую пустыньку. В начале августа Преосвященнейший Гермоген обрадовал настоятельницу своим милостивым архипастырским распоряжением, что 6 сентября сам Преосвященнейший владыка совершит освящение соборного храма в монастыре, почему монастырь принялся готовиться ко дню освящения, разослал объявления, уведомления по волостным правлениям Сердобского уезда, разослал пригласительные письма благотворителям, благодетелям и жертвователям обители, приглашая их прибыть на торжество помолиться и порадоваться духовной радостью обители. В середине августа Господь явил Свою милость обители — известный благотворитель в нашей местности потомственный почетный гражданин Прокопий Никанорович Муругов пожертвовал в новый храм монастыря колокол в 250 пудов, стоимостью в 5.000 рублей. 15 августа в день Успения Божией Матери колокол был привезен со станции Колышлей в монастырь, колокол сперва везли на лошадях до реки Хопра, а через реку и в монастырь народом. 29 августа было поднятие колокола на колокольню соборного храма, к этому времени стечение народа было громадное, по литургии с крестным ходом насельницы обители вышли к колоколу, приготовленному к поднятию. Монастырский священник С. Галлеров в сослужении священника соседнего села Давыдовки А. Маматова совершили молебен с водоосвящением, освятив колокол при чтении молитв окроплением святой водой, пред самым поднятием предложено было поучение — «о значении колокола в христианской жизни» и в конце проповедником была воздана благодарность жертвователю Муругову, который присутствовал при торжестве, и игуменья с сестрами в благодарность поднесли ему икону Святой и Живоначальной Троицы, в честь и Славу Которой сооружен храм. После сего колокол благополучно был поднят на колокольню и последовал удар в колокол, все перекрестились, благодаря Бога, что Господь послал такую милость обители. Весь день был звон в обители, обитель торжествовала, радовалась своему возрастанию и тому, что скоро будет еще большее торжество — освящение соборного храма, и монастырь имеет звон колоколов, соответственный соборному монастырскому храму.

Колокол отливался на заводе господина Привалова в Нижнем Ломове, Пензенской губернии, в отделке колокол вышел красивый, изящный, мастерски, искусно слитый и особенно имеющий приятный, музыкальный звон. Обитель с Божией помощью приготовила все нужное к освящению храма, но тут случилось неожиданное обстоятельство: Преосвященный епископ Гермоген, будучи в Сарове на поклонении святым мощам преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, заболел и милостиво уведомил игуменью Арсению, что по болезни он не может освящать храм 6 сентября и благословил пригласить к освящению Преосвященного Досифея, епископа Вольского.

Посему игуменья Арсения подала прошение к Преосвященному епископу Досифею освятить новопостроенный храм 6-го сентября, на что владыка благосклонно согласился прибыть на освящение храма вместе с протоиереем А. С. Урабновым, последний прибыл в обитель 4 сентября, чтобы дать указания о приготовлении всего нужного к освящению. 5-го числа в субботу изволил прибыть и Преосвященный Досифей сутренним поездом на станцию Колышлей и в 9 часов прибыл в монастырь в сопровождении сердобского протоиерея А. К. Образцова, протодиакона и 2-х иподиаконов, был встречен игуменьей Арсенией с сестрами и проследовал в домовую церковь, где, после обычной встречи с крестом монастырским священником С. Галлеровым, владыка взошел на амвон с крестом в руках и обратился к матушке игуменье и сестрам обители с обширным глубокопрочувствованным словом — мир обители, мир всем насельницам. Святитель заповедовал им иметь мир с Богом, своей совестью и людьми и подпустил всех бывших в храме ко Святому Кресту. Из храма владыка проследовал в приготовленные ему покои. В 5 часов вечера начался благовест ко всенощному бдению, сильные и благозвучные удары нового колокола призывали собравшихся богомольцев на молитву, и богомольцы толпами потянулись в новый храм, торопясь занять местечко и в скором времени храм наполнился молящимися. Через полчаса прибыл в храм Преосвященный Досифей в сопровождении отца протоиерея Урбанова и был встречен всеми священнослужащими; началось всенощное бдение, которое совершал протоиерей А. Образцов. На литию вышел Преосвященный владыка в сослужении протоиереев А. Образцова и А. Урбанова и священников: благочинного Р. Тихонравова, В. Голубева, А. Лебедева, А. Маматова, С. Галлерова и П. Твердовского. Архиерейское служение, торжественно совершаемое Преосвященным Досифеем, при участии сонма священнослужащих, производило на молящихся глубокое религиозное впечатление, — взоры молящихся были обращены на владыку, ибо многие крестьяне нашего глухого угла Сердобского уезда никогда не видели епископа в облачении и при архиерейском служении. Картину молитвенного настроения довершал отец протодиакон своим звучным, могучим, бархатным басом и два хора певчих — монастырский и из сельца Потловки. Особенно духовно услаждало богомольцев пение величания Пресвятой Троице, в честь и славу Которой сооружен соборный храм. Сам Преосвященный епископ Досифей помазывал елеем всех богомольцев не только во время всенощного бдения, но и после. В 11-ть часов ночи Преосвященный выбыл из храма в приготовленные ему покои. Богомольцы разместились в монастыре, всем места в помещениях не хватило, и многие ночевали под открытым небом, хотя и было очень холодно. Утром с появлением света проснулся православный люд, заговорил, зашумел, стал приготовляться идти в храм. В 6 часов последовал благовест к ранней литургии, которую совершил священник П. Твердовский с отцом диаконом Виноградовым в домовой церкви. В 7 часов в новом соборном храме монастырский священник С. Галлеров совершил водоосвящение и в 8 часов последовал удар к поздней литургии, пред началом которой началось освящение храма. Преосвященный Досифей и все сослужащие протоиереи и иереи в блестящих золотых облачениях и переднем белом запоне установились вокруг престола и начали освящение его омовением с пением положенных псалмов, взоры всех были обращены на алтарь, где освящали престол, по облачении которого и жертвенника последовал крестный ход в старую монастырскую церковь за святыми мощами и кругом нового со-борного храма, стены которого священник кропил святой водой, и затем в храм.

Освящение закончилось многолетием Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященному Гермогену, епископу Саратовскому и Царицынскому, и Преосвященному Досифею, епископу Вольскому, храмоздательницам игуменье Арсении с сестрами святой обители, благотворителям обители и всем православным христианам. По освящении Преосвященнейший Досифей приветствовал храмоздательниц игуменью Арсению с сестрами с освященным храмом и в пространном поучении говорил о святости храма, призывал христиан как можно чаще посещать храм, освящаться в нем через таинства и молитву. Простое живое слово владыки, спокойная, тихая речь приковали внимание богомольцев и видно, что семя Божие падало на добрую землю и принесет плод.

После этого началась литургия. По прочтении Евангелия, Преосвященный Досифей предложил поучение на читаную притчу из Евангелия о талантах. Владыка призывал христиан отдать все свои силы на служение Господу Богу. Призыв его коснулся сердца слушающих, в храме водворилась страшная тишина, все как будто замерли, боясь проронить слово, несмотря на страшную тесноту в храме. Благодарение Господу, что православный сельский люд дорожит благовестием из уст святителей, дорожит своим душевным спасением. После причастного стиха монастырский священник С. Галлеров произнес поучение на тему: «с каким расположением духа мы должны входить в храм», — воздал хвалу, благодарение Господу за Его милости к насельницам обители в построении нового храма, воздал славу храмоздательницам за труды при сооружении храма, благодарность жертвователям, благотворителям и всем пособникам. Служение литургии закончилось молебном Пресвятой Троице, с возглашением обычного многолетия, в три часа по пополудни, после чего Преосвященнейший Досифей отбыл из храма в покои игуменьи откушать хлеба и соли.

После трапезы была подана в Саров телеграмма Преосвященному Гермогену с извещением о совершении соборного храма, об усердном, горячем молении, о здравии Преосвященнейшего Гермогена во время освящения храма за литургией и на молебном пении и пожелания владыке много, много лет здравствовать.

В 5 часов вечера последовал благовест в большой монастырский колокол ко всенощному бдению, окончившемуся в 11 часов ночи. В 6 часов утра 7-го числа в понедельник раздался звон к ранней литургии в новом освященном храме, которую совершил священник отец А. Маматов и водоосвящение. В 8 часов благовест начался к освящению придельного храма в честь и память святителя чудотворца Николая, благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Стефана. По освящении придельного храма, владыка произнес поучение о том, что нам христианам надо быть ревностными защитниками святой веры, церкви Христовой, в чем пример нам подал святой Николай Чудотворец, в честь и память которого освятили придельный храм, и затем началась литургия во вновь освященном придельном храме при пении двух хоров певчих. После причастного стиха местный священник произнес поучение на слова заамвонной молитвы: «Господи! Освяти любящия благолепие дому Своего: ты тех воспрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя».

По окончании литургии торжественно был отслужен молебен храмовым святым: святителю Николаю чудотворцу, благоверному великому князю Александру Невскому и преподобному Стефану с возглашением протодиаконом обычного многолетия. После чего Преосвященный владыка благословил всех бывших в храме и в 3 часа выбыл из храма и проследовал в покои матушки игуменьи откушать хлеба и соли. После трапезы Преосвященнейший епископ Досифей изволил осмотреть обитель, сад, реку Хопер, милостиво пригласив сопровождать его на прогулке по обители священника С. Галлерова. Высокому гостю понравилось местоположение обители, сама обитель со своими многочисленными небогатыми, но чистенькими, спрятанными корпусами. Преосвященный, несмотря на свое сильное утомление от двухдневной долгой службы, продолжительного стояния на ногах, уделил несколько минут посетить дом монастырского священника С. Галлерова, доставив радость ему, а особенно больной жене его, которая вот уже десять лет прикована ко одру болезнью сочленным ревматизмом острой формы. Больная без слез и рыданий не могла говорить о своей тяжелой болезни, Преосвященный утешал ее, советовал с христианским терпением нести тяжелый жизненный крест, откушав стакан чаю и преподав благословение скорбящей страдалице, владыка поторопился отбыть в свои покои.

Вот насколько чутка, добра и отзывчива душа Преосвященного к горю и страданиям людским! Он своей добротою бросил светлый луч в тяжелую жизнь несчастной больной и благодарности о той нежности и ласке, с какими владыка обращался к больной. В 5 часов вечера последовал благовест к всенощному бдению. Господь приводит обители наслаждаться святительским служением третий день и отпраздновать радостно Рождество Богородицы в новом храме в честь и славу пресвятой Троицы. Всенощное бдение было совершено с подобающим архиерейскому служению торжествам и в 10 часов ночи окончилось. Утром в 6 часов была отправлена ранняя литургия священником отцом В. Голубевым в новом придельном храме; в 8 часов заблаговестили к поздней литургии; которую совершил владыка и в конце литургии сказал слово о радости христианской Рождению Пречистой Девы Марии. Слово владыки было простое, всем понятное и выслушано было со вниманием.

По литургии Преосвященный благословил всех бывших в храме и отбыл в покои матушки игуменьи, где, после чая, к дому был подан экипаж для Преосвященного. Владыка, благословив игуменью и всех сестер обители, собравшихся у святых врат проводить высокого, редкостного и дорогого гостя, отбыл на станцию Колышлей через Давыдовку и Потловку, напутствуемый матушкой игуменьей и всеми сестрами обители самыми лучшими благожеланиями и благодарением за трехдневное, доставленное обители высокое духовное торжество.

Пановский Троицкий монастырь, Сердобский уезд
Пановский Троицкий монастырь, Сердобский уезд

Воспоминания старейшей жительницы села Пановки

Территория монастыря была обнесена оградой. На территории монастыря было два храма: так называемая «старая» церковь и главный собор. По словам Калашниковой Марии Лаврентьевны, главный «новый» собор был удивительно красивым и подобных ему по красоте она всю свою жизнь так и не встретила. Рассказывает Мария Лаврентьевна, опираясь на слышанное от родителей и старожилов, и как строили главную святыню монастыря — всем селом собирали куриные яйца для изготовления скрепляющего раствора. Собор был семиглавый, с гордостью вспоминает она, в храме было три входа. Центральный вход местные жители называли «святыми вратами», через этот вход входил только священник по праздникам. Над входом висела большая икона Господа Саваофа. Прихожане входили в храм через боковые двери. В монастыре была колокольня, на которой, по словам Марии Лаврентьевны, был праздничный воскресный и субботний колокол. В монастыре ежедневно в полдень били колокола. Будучи ребенком, она любила вместе с другими детьми забираться на колокольню и любоваться открывающимся видом на округу. Территория монастыря была очень ухоженная: везде были песчаные дорожки, цветники, на возвышенности располагался большой сад.

Калашникова Мария Лаврентьевна, старожил села Пановка
Калашникова Мария Лаврентьевна, старожил села Пановка

Помнит Мария Лаврентьевна и печальные события разорения монастыря. В 1920-х годах в здании главного собора сделали ссыпной пункт. В 1928 году в Пановку приехали три человека и сняли все колокола. Потом взорвали собор. После разорения монастыря монахини еще какое-то время жили в Пановке. Какое-то время стояло и кладбище, которое располагалось на территории монастыря. За алтарем главного собора был похоронен монастырский священник. В годы безбожия несколько местных жителей, решив поживиться золотым наперсным крестом, вскрыли могилу священника. Так как, по словам Марии Лаврентьевны, батюшка был «золотой», праведной жизни, и крест у него был простой, он не дал мужчинам попрать свою могилу — зашевелил руками, когда они начали снимать с него крест. Мужчины, испугавшись, убежали, даже не зарыв могилу. Несмотря на безбожное время, этот случай разорения могилы священника вызвал большое неодобрение среди местных жителей. Вскоре всю монастырскую территорию изменили до неузнаваемости. Несмотря на хорошую память, Мария Лаврентьевна не смогла с точностью сказать, где располагался главный храм. «Теперь на этом месте сидит Ангел-Хранитель и плачет, — говорит Мария Лаврентьевна, — храм разорили, а Ангел-то остался!»

«Монастырь монастырем, а мы были Давыдовского прихода», — говорит Мария Лаврентьевна. Семья Марии Лаврентьевны была прихожанами Покровский церкви в соседней Давыдовке, где в последние годы перед закрытием настоятелем был священник Симеон Маматов. После закрытия храма отец Симеон переехал жить в Саратов, где прожил долгую жизнь и скончался практически в наши дни. Храм в Давыдовке был деревянный, небольшой, но высокий. После прекращения богослужений его закрыли и, самое печальное, пережив беспощадное советское время, был уничтожен в конце 1990-х годах после поджога бесхозного строения, совершенного кем-то из местных жителей.

Всю свою жизнь Мария Лаврентьевна оставалась верующим человеком. Она со своими подругами как могла служила Богу — то Псалтирь по усопшему почитают, то обедницу мирским чином вычитают. «Священникам-то нельзя было служить — их арестовывали, а нам-то что? «Спаси, Го-споди, силою Честнаго и Животворящего Креста» скажешь, перекрестишься и ничего не страшно было».

В конце беседы Мария Лаврентьевна поделилась секретом своего долголетия и главным правилом своей жизни, которое и нам рекомендовала соблюдать — любить нашего Господа, как Он любит нас, и молиться, чтобы Он даровал спасение.

В. Б. Аймурзаева, А. И. Мраморнов
Пензенские епархиальные ведомости, № 10, 2016 год

 


назадътитулъдалѣе