в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

Н. В. Кузьмин

Н. В. Кузьмин. Работы художника. Рисунки, иллюстрации к книгам

Одаренность, способность к неустанному труду проявилась у Коли Кузьмина в раннем детстве. С тех пор все его устремления связаны только с искусством, все желания были направлены только к одному — рисовать! И он рисовал — постоянно и много. Постигая образцы искусства через книги и журналы и начав подражать современной журнальной графике в своих рисунках, Н. Кузьмин в 1906 году послал свои первые работы в редакцию «Золотого руна». Это было сделано с наивностью пятнадцатилетнего провинциала. Рисунки увидел Сергей Кречетов, редактор-издатель «Грифа», и взял их для своего альманаха. В качестве гонорара Н. Кузьмин получил первый номер «Золотого руна» — великолепно напечатанный красками и золотом и посвященный Врубелю.

Увлечение Бердслеем1 побудило юного художника начать самостоятельную работу в графике. Начался горячий период поисков графических композиций, проб технических приемов. Уроки Бердслея были настолько усвоены, что оставалось только дерзнуть снова послать свои работы в столицу.

Будучи учеником реального училища, Н. Кузьмин послал в один из столичных журналов свои графические рисунки, которые посчитал особенно удачными. И здесь, как говорил сам Кузьмин, «случилось второе чудо, два его рисунка были напечатаны в журнале «Весы», благословил их Валерий Брюсов.

В 1909 году, в № 6 «Весов» появились рисунки неведомого никому Николая Кузьмина. Вот как запомнил художник неожиданное получение московского журнала со своими рисунками-первенцами:
«Вспоминаю: летний солнечный день, воскресенье. Я сижу у стола с только что полученным номером. В литературном отделе: стихи Гумилева, «Серебряный голубь» Андрея белого, статьи В. Брюсова, А. Белого, С. Соловьева. Вот и рисунки:
Н. Кузьмин. В парке.
Он же. Сокольничий.
Н. Феофилактов. Шаг к зеркалу.
Мои рисунки в напечатанном виде нравились мне ещё больше. Все во мне ликовало. С кем поделиться радостю, кто поймет? Да и стоит ли, благоразумнее скрыть. Ни к чему, если дойдет до педагогического начальства. Можно ли печататься без дозволения? Еще выгонят, чего доброго».

Н. Кузьмин, В парке, журнал Весы, июнь 1909 года
Н. Кузьмин, В парке, журнал «Весы»,
редактор-издатель С. А. Поляков, июнь 1909 года
Н. Кузьмин, Сокольничий, журнал Весы, июнь 1909 года
Н. Кузьмин, Сокольничий, журнал «Весы»,
редактор-издатель С. А. Поляков, июнь 1909 года

Окрыленный успехом, Кузьмин через год послал графические мелочи в петербургский журнал «Аполлон» («Весы» тогда перестали выходить). Они были напечатаны в журнале и альманахе «Аполлона». От редактора журнала, Сергея Маковского, пришло любезное письмо с предложением присылать новые вещи. В этом начинающий художник увидел уже признание его таланта столицей. Факты сами говорили за себя.

Н. Кузьмин начал свой путь в искусстве явным бердслианцем. Бердслей владел юным художником в течении нескольких лет, и именно на примерах его творчества он прошел на дому школу графического рисунка.

Н. Кузьмин, виньетка в журнале Аполлон, декабрь 1910 года
Страница Литературного альманаха журнала «Аполлонъ»,
редактор-издатель С. К. Маковский, декабрь 1910 года,
виньетка Н. Кузьмина в рассказе С. А. Ауслендера «Пастораль»
Н. Кузьмин, виньетка, 1910 год
Н. Кузьмин, виньетка, 1910 год
Н. Кузьмин, виньетка, 1911 год
Н. Кузьмин, виньетка, 1911 год
Н. Кузьмин, виньетка, 1911 год
Н. Кузьмин, виньетка, 1911 год

«Евгений Онегин», Academia, 1933 год
Иллюстрации к произведению А. С. Пушкина

_______________________________
1 Обри Винсент Бердсли (1872 – 1898) — английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетического движения конца XIX века. Феномен Бердслея не имеет себе подобных в истории европейского изобразительного искусства.

 


назадътитулъдалѣе