в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

Дневники 1970-е годы

16.6.73. За нами приехал Михаил Львович на машине из академического поселка. Все рады гостям. Таня стала красивая, горбоносая, колени голые красивые. Сестра Наташи — Вера тоже учится живописи, хотя сама учительница математики. Таня показывала свою живопись, учится у Биргера. Фальковская мазня, но уже кое-что получается. Видно на расстоянии — фигура сидит, лежит, портрет. Интересно, как Биргер умеет убедить и девочек, и родителей, что это есть то, что надо, и учеников обучать так видеть — как вихрь красок без хребта. Мне, когда я училась у Фалька, это не очень-то давалось. Всегда хотелось контура. Он меня не сумел переучить видеть, а вот Биргер это делает, хотя притворно недоволен, когда говорят, что ученики на него похожи. Ну, это тема длинная, не стану бумагу изводить. Ужинать у них не остались. Наконец дожили до кофе и селедки. А потом еще прошлись по своему лесу, философствуя на тему невозможности понимать чужую жизнь. О малых точках возможного общения. Очень пахнет увядающая сирень.

20.6.73. Написала: Скомаровскую в третий раз — так себе; Михаила, дерзко, вроде ничего, и начала фиолетовый букет, но не закончила до темноты. От Анимаисы письмо. Она была в ГТГ, час простояла в очереди, наконец дорвалась до выставки. Ей понравилось. Выписала отзывы «Марк Шагал до Мавриной не дошагал» и пр. Вечером было письмо от Пистуновой. Она видала Шагала у Майи Плисецкой, будто бы он был и на моей выставке и хвалил ее. Если это правда, то очень приятно слышать от столь мною любимого художника. Остался он один из трех королей XX века. Боннар ушел давно, и в эти три не входит.

29.6.73. Написала озеро под Богородским — вышло. Анимаиса вчера рассказывала, что Шагал в ГТГ долго смотрел иконы, а потом и свои ранние вещи, которые выставили срочно в зале, где Врубель. Сотрудники еле успели развесить вещи, им очень поздно привезли их от разгневанной Антоновой, что выставка не у нее на Волхонке, а в ГТГ Жена Шагала русская, ей лет 60. Проходя по залу Шишкина, Шагал ей говорил: «Вот смотри, твой любимый художник». И вообще ферлакурил в 87 лет.

5.7.73. Читаю дневники Пушкина. Какого умного человека убили! Анимаиса привезла каталог. Он получился очень хороший, несмотря на огрехи — синий форзац, плохой цветной растр — завидный, нарядный. Н. В. сдал статью о Милашевском в альманах и в «Литературное обозрение». Мил. будет очень доволен — ему одни похвалы и слова только о его заслугах.

15.7.73. Читала про Дионисия Валерия Дементьева из Вологды, там и издано. Написано с пафосом молодого комсомольца, но неизбежное славянофильство на букву «о» (как говорит Н. В.) и его не миновало. Да и хорошо ли освещать такого светлого художника с какой-то темной стороны монастырского, скитского юродства. Читала Н. В. вслух его красоты — мы много смеялись. Иллюстрирована гравюрами Бурмагиных. Кой-какие хороши, и все это за 8 копеек!

17.7.73. Н. В. пал духом и думает о смерти, но мне кажется, выскочит. Тертая пища. Делаю книжку усердно. Когда кончу, выздровеет и Н. В. Уже два раза так было, и все кончалось благополучно. Закляну и на этот раз. Авось.

Полз крот беспомощный, темно серого бархата, молодой. В «Московском художнике» статья Маши Чегодаевой о детской иллюстрации, главным образом в защиту Мая Митурича. Скучно она полемизирует с «педагогом», что для детей надо все делать похоже, потом небольшой дифирамб т. н. левым художникам во главе с В. Лебедевым, дальше Маврина — «красочная живописность сказок», веселая ребячливость М. Митурича. Что-то в лесу сдохло!

19.7.73. Наклеивала картинки — получились весьма прилично, хоть и делались во времена неподходящие. Может, такая моя планида — работать и есть когда беда. Что-то я это за собой часто примечаю. Н. В. с переменой видимости, то старый злой, то совсем ничего. Читаю Пушкина — хорошее чтение всегда.

21.7.73. Н. В. получил телеграмму от Пистуновой — когда будет, ждем воспоминаний о «Гудке» за счет издательства.

26.7.73. Приехали гости: Анимаиса, Костин и Оля. Рассказывали о посещении Шагалом ГТГ, о его восторгах от икон и от Левитана. О том, что якобы Ш. понравились мои вещи, Оля не говорила. Это домыслы Пистуновой. В ГТГ теперь распоряжается Манин, наметили 20 вещей к покупке. И. И. Лебедев уходит на пенсию и перед финишем яростно защищал на закупочной Лабаса и Фалька. Ан. привезла каталоги для подписи.

27.7.73. Приезжал Михаил в пропотевшей красной кофте, худой — с Ильмень-озера. Царевну не нашли, нашли самолет.

3.8.73. Ан. привезла Д. И. со статьей Дмитриевой. Я ее прочитала, статья «хорошая», составленная из моих фраз в основном. Вечный вопрос — зачем это нужно? Искусствоведческий анализ? Получше, похуже — а все равно эти этикетки не нужны живым.

9.8.73. Приходила Н. П. и сидела до 9-ти. Илья с Наташей не в ладах. Ссоры из-за покупки книг. Он был в научной экспедиции за рукописями, куда-то в угол Пермской области. На вертолете, на моторке к «скритникам». В 1913 году Благовещение совпало с Пасхой, и староверы ждали конца света. 300 семей ушли в лес умирать, но не умерли, их перетянули в свою веру «скритники». Так они и живут. В 1933 году было сильное гонение на книги, и много всего сожгли. Потому, якобы, и нет ничего. Малышев в этом деле был искуснее.

11.8.73. Написала дедушку — «художника», резчика из Борисовки, около Богородского. Вышел очень похоже, несмотря на развязность линий и отсутствие всякого старания — получился издали живой. Хорошо ли это? Все-таки должен быть — болван, игрушка, слиться с пейзажем и пр…

13.8.73. Читаю о пр. Аввакуме, что достала Над. Павловна и привезла нам. Сначала показался — тон не хорош, слишком фамильярный, комсомольский, а потом об этом позабылось от интересных событий, там описанных.

«У богатого человека Христа из евангелия ломоть хлеба выпрошу, у Павла Апостола, у богатого гостя, и с посланий его хлеба крошку выпрошу, у Златоуста, торгового человека, кусок словес его получу, у Давида царя и у Исаи пророка, у посадских людей, по четвертине хлеба выпросил, набрав кошель, да и вам даю». Дм. Жуков, Аввакум. ЖЗЛ. 1973. «Мол. Гвард.». Русские писатели XVII века. Интересное время, жалко, не обработал его какой-нибудь Мережковский. Автор вначале пестрит гадкими оборотами — «гой еси», а остальное вразумительно. Мар. Григ. прислала книжечку Аверинцева о «Плутархе», начала читать, но что-то скучна мне вся эта эрудиция.

17.8.73. Писала автопортрет, один раз получился похоже, но высокомерное выражение не понравилось, и я затерла.

19.8.73. Ан. привезла две книжки о Ван Гоге, два романа с послесловиями Муриной и Смирнова. Сами романы читать не хочется, послесловия одно другого «лучше». Читала и ругалась, сначала с Муриной, потом со Смирновым, которого я не знаю. «Каторжный труд» у Ван Гога! Вы, видно, не знаете, что это такое? У Ван Гога труд к сроку. Успеть, пока не свалит болезнь. Это надо понимать!

22.8.73. «В мире книг» 7, 1973, ст. 68. Первые московские букинисты Говоров и Лопатин. После 1912 года торговля на Красной площади была запрещена. Печатная слобода, имея свои станочки, печатали лубочки, тут же у ворот торговали ими, на ограде церкви «Троицы на листах» развешивались. В Панкратьевском переулке было много книжных старьевщиков — ходебщиков. Владелец лавки нанимал «племянников», которые с рубашкой, то есть с заплечным мешком толкались на рынке, охмуряли дураков. С 1830-х годов старых книг наплыв — разорившиеся помещики (после Крымской войны) продавали библиотеки своих дедов.

Я еще застала базар на Сухаревке, но книжного ряда не помню. Из моего окна был виден мясной ряд, где висели туши.

Еще раз написала подсолнухи на тонкой бумаге, на пейзаже, плотно и густо. Бумага лучше приклеивает краску, так что на ней можно работать, но немного по-другому.

27.8.73. Написала два пейзажа на новой бумаге. Она прекрасна для акварели. Хорошо берет краску. Никак не приспособлюсь. Первый пейзаж получился какой-то вангоговский, тяжелый — «Два белых облака» (Уголки), а второй — легко сделала большое небо с тучами и тяжело землю. Вроде получилось. Бумага ценная. Надо ее обломать. Дождь надоел, и мы, гуляя, стали собирать 40 лысых. Последний лысый был Порфишка Крылов.

3.9.73. Не могла унять сердце, лежала наверху. Сочинила плохие стихи, но все равно запишу:

Сад пожелтел за одну ночь.
Лежу и слушаю дождь.
Туку, туку, там, там, там!
Там, там, там!
Тики там, тики там!
Хочу в дом. Там, там, теритам!

Примерно так стучит. Еще звук булькания в кадку, который не уловила.

Вот кладезь премудрости, дачное чтение.

11.9.73. В Москве очень красиво. Читаю про гибель Романовых в «Звезде» № 9. Поправляла цвета на летних картинках. Письмо от Н. Соколова, хотят в Дрездене мою выставку.

19.9.73. Читала Моэма — и дочитала. (Сомерсет Моэм. «Подводя итоги». М. 1957.). Давал читать Лев. Он любит понятную философию, вернее, философию, написанную понятным языком писателя. Кто из наших писателей может так определенно про себя написать, с нужной скромностью и нескрытностью, во всяком случае без позы и без особых претензий, кроме претензии старого человека на все смотреть с птичьего полета и говорить равнодушно о смерти?

21.9.73. Смотрю свои последние картинки. Самый красивый букет — с рябиной, похожий на Матисса почему-то. Обнаружила при просмотре несколько пейзажей, где рожь желтая и черные грачи. Делала и в прошлом году и в нынешнем, в одной гамме получились и похожи на вангоговский пейзаж: желтая пашня и черные птицы, дорожка посередине, что я увидала в книге с послесловием Муриной — последний пейзаж в жизни Ван Гога, когда он сошел с ума и застрелился. Считают его роковым и зловещим. Птицы, дорога никуда. До июля 1973 года я его не видала. Почему же у меня появилась та же тема, тот же цвет, но нет у меня никакой трагедии? Может, наивно так думать, но, значит, у В. Г., когда он писал, тоже ее не было, а все это придумывают искусствоведы. Застрелился же он после, от упадка сил, «ангел его отлетел». Есть у него пустые картины, когда «отлетел ангел», похожие на Богаевского, но эта пашня с «ангелом», а дорога идет не никуда, а «дорога во ржи» — это лучшая из дорог.

28.9.73. Съездили на выставку коллекции Зильберштейна, о которой с брызгами слюны писал Андроников. Рембрандт! А Рембрандт какой-то незначительный, смытый, да и Рембрандт ли это? Много рисунков Гонзаго — на очень белой бумаге, хлестко и бойко. Понравились мне лишь одни акварели, на бумаге с водянистыми полосками, Траверс, Бальтазар. Еще интересно остро сделана маленькая акварель «В омнибусе», прочерчена коричневым пером — Монье, Анри-Бонавентура. Вольно сделана. Такая одна.

Интересно было на греческой вазе V века до н. э. рассматривать квадригу коней в фас. Я ее срисовала. Так хорошо читается и декоративно великолепны эти 4 коня в фас. Возница решен плохо.

15.10.73. Н. В. смотрел свои старые работы, отбирал для ГТГ, которые приедут в среду «покупать». Все это писалось еще на Колхозной, в темноте и тесноте. Застолья Милашевского, кропанье Дарана, Ольгины густые цветные картинки.

В пятницу открыли в СХ на Гоголевском выставку Митрохина. Ему 91 год. Пономарев распинался в умилении, Алпатов захлебывался от любви и восторга. Все как под гипнозом в восторге от грецких орехов. Обдумала это явление и решила, что это жажда другого духа. Не важно, к чему привязаться. Вещи же М. очень убоги.

Толстому нужна была «энергия заблуждения», чтобы работать, т. е. считать себя незаменимым. Вот я, видимо, дотратила эту энергию, потому что ничего не могу делать. Уж не так сильно я нездорова.

16.10.73. Вечером была Ксения С., читала свое сочинение о Мавриной для «В мире книг». Длинно, хвалебно. Но все-таки это «Что говорить, когда нечего говорить». А может, так всегда и бывает. Разве можно современников оценить, ценит лишь время. А сейчас надо всемерно заботиться о своих работах, чтобы они после смерти не остались беспризорниками.

17.10.73. Приходили из ГТГ за работами Н. В., восторгались, потом пировали. Потом Ан. Принесла книжку Подобедовой о графике, от Бенуа до Гончарова. Нет Н. В., чем он, видимо, очень огорчился. Все это партия Фаворского, его дело живет и по сей день. Графика, видимо, должна быть густая и черная, легкий штрих не в моде. С 12-ти часов разорвало небо и оно стало как чешуя.

22.10.73. Война на Ближнем Востоке кончилась. Киссинджер прилетел в Москву, а потом — в Тель-Авив. Афанасьевна об этом объявила с порога. Очень любит политику. Звонила Либет, будем мерекать еще книжку сказок, так что пейзажи писать будет некогда. Вот когда некогда, они будут, может быть, удаваться. А сейчас все идет плохо. Ночь среди снега.

24.10.73. Были в ГТГ. Оля познакомила нас с Лидией Ивановной Ромашковой, хранителем живописи. Она прониклась к нам уважением и показала Шагала — «Полет», «Свадьбу» — ни то ни другое не понравилось. Сухо, сродни Н. Альтману. Ларионова солдат! Бульвар! Много Гончаровских работ, но она не по душе. Прекрасные холсты Кандинского, большие цветные и иллюстративные, одно — Георгий Победоносец и змей — просторно, с цветными контурами. В графическом кабинете показали офорты Шагала — иллюстрации к «Мертвым душам» — очень вкусно сделанные, прекрасно напечатанные. Когда-то на выставке в Щукинской галерее они были чужие, а сейчас нет. Напиталась до краев. Привезла домой два масла, что давала на выставку, и повесила их опять на стену.

27.10.73. По радио пели старинные народные песни Грузии, как будто за 1000 лет, не то птицы, не то ветер, с фоном из голосов же.

5.11.73. В 11 часов пришли 5 душ из ГТГ и Ан. Позже пришел Манин. Отобрали они у меня 18 работ, у Н. В. — 16, уже давно, и еще из папки «13»: Гильдебрандт, Даран, Милашевский, Фонвизин.

7.11.73. В «Бисер» все же я вчиталась, и сквозь немецкую тягомотину видно все же интересную основу.

12.11.73. Приходил Гриша из Дирекции выставок, принес две пачки каталогов за 45 руб. Я ему рассказала о Ю. Кр., он ничего не знал! Тот делал халтуру за половинную плату и очень быстро, отбивая тем работу других. Переломали ему пальцы. Ужас какой-то.

17.11.73. Открыла «Голую Ирину», и мне жалко ее отдавать в ГТГ. Так хорошо сияет ее тело, я сейчас так не напишу никогда!

Из Ахматовой:

И не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна.

Читаю Ончукова, похабные сказочки, прелестная грубость, а может, и не прелестная. Как на лубках.

21.11.73. Юбилей Детгиза в ЦДЛ. Мы не пошли. Был Буров. Что же он рассказал? Еще на пороге — выбрали в чл. — корреспонденты Ак. Кокорина, Гончарова, Константинова, в члены — Каневского и Вебера, мужа Тамары.

22.11.73. Поехала в типографию смотреть пробы сказок Пушкина. Как мне все это не нравится, как все плохо. «Это Ваша лебединая песня», — сказала одна из ретушерок. Какая уж тут лебединая песня, цветная окрошка получается. Но по привычке улыбаюсь всем.

23.11.73. Тщетно ищу заказов, чтобы что-то делать нужное. Пустая полоса. Читаю Блока, стихи, «Страшный мир», берлинское издательство. «Приближается звук» — на этом стихе я заплакала, под очками не видно, пошла на кухню и стала мести полы.

25.11.73. В «Огоньке» статья Долгополова о Пименове, длинная, приукрашенная цитатами из Ренуара. Излагая биографию, Штеренберга не упомянули. ОСТ, ВХУТЕМАС. Ходили они тогда нарядные, интересные, особенно Дейнека, Вялов. Пименов, кажется, невзрачный был. Такое искусство называется салонным, но… В ФРГ его выставка имела успех. Это понятно. Н. В. из «Правды» звонили, предлагали написать о Пименове. «Я его мало знаю, пригласите Верейского».

Сегодня статья Верейского в «Правде». «Милый Юра, как ты молод, неужели 70 лет?» По радио сообщили, что ему дали орден Ленина. То же и Кукрынисам.

26.11.73.

Где кажется земля звездою,
Землею кажется звезда.

Цикл «Страшный мир» — страшен, страшнее Лермонтова.

Хорошо я раньше писала, но, если бы продолжала, не удержалась бы на этом молодом спокойствии в том окружении, в каком прожила эти 40 лет. 10 лет писала — написала прекрасные вещи, и хватит с меня. Будто бы не я их писала. Да и конечно, и понятно, писала не я, а другая женщина, совсем другая. Кое-что общее все же есть, манера кладки краски, что ли. Я не считаю бахвальством восхищаться этими холстами. Они хороши. Еще будет одно испытание увидеть их на стенах ГТГ (отобрали для закупки 4 картины). Тогда уже скажу окончательно свое мнение самой себе, конечно. То, что делаю сейчас, — умелая рука и рабский труд. Брежнев подарил Индире Ганди портрет работы Глазунова.

30.11.73. Вечером были в Рублевском музее. Обещала дать большие <иконы — ред.> на выставку, с условием их укрепить.

7.12.73. Молок был у дочери Власова и восхитился моими акварелями и «ню», что остались ей от Николая Васильевича. Как долго живут вещи! Надо больше дарить в те руки, где хранят. Какой толк от тех, что лежат у меня в папках. Отдала заявку в изд. «Искусство». Сегодня открыли выставку сокровищ Тутанхамона, выступала Фурцева и арабский министр. Очень интересно, но давиться не буду. Ювелирный рабский труд. Интересна живопись на мумиях, где такой чудный голубец.

8.12.73. Занимаюсь заявками на заговоры. Может, это с моей стороны большое неразумное нахальство, может, никому все это не надо? Посоветоваться не с кем. Звонил Костин. Потрепалась с ним обо всем, Н. В. взревновал: «Всех знакомых отбиваешь!»

13.12.73. Звонила Померанцеву за советами. У него жулики. Звонила Либет.

14.12.73. Выставка Милашевского — довольно много выставили, но в такой окантовке и казенной развеске, все так скучно. Видно, его вещи сами по себе не живут, давай им рамку и интерьерную стенку. По крайней мере «Крещение Руси», когда висело у нас на Колхозной в золотой рамке, казалось «Ватто», а в простой деревянной, да еще с полями — таких много.

Прикинула, где же могли бы они повесить мою «Голую Ирину»? Только поближе к началу века, где Ларионов, Шагал, даже не к «Бубновому валету». Лучше всех в «Бубновом валете» портрет Якулова с ножами, смешно, в меру выразительно и хорошо написано.

15.12.73. Перечитала опять «Заговоры» Блока — не подойдет, пожалуй, для современного издания. Не с кем посоветоваться. А не оставить ли лучше мне эту идею? Может, не надо играть с огнем?

25.12.73. Позвонила Алиса — Сергей помирает в больнице. Ей хочется, чтобы ушел он тихо, и этой ночью могло бы быть, но уколы его оживили. Я заплакала. Вот, подбирается, начиная с младшего. Елена, Сергей, потом я, а с кем останется Катерина?

26.12.73. Писала для «Правды» статью ни о чем. Еремин звонит каждый день. Вроде кончила. Либет прислала книжки, которыми они гордятся. Хайкин — цветистый, ловкий, Токмаков — объемные звери вроде сделанные из пенопласта разного цвета в русских сказочках Капицы, очень чудные, смешные, запоминающиеся, но… Об остальном не буду писать. Обыкновенный умелый Детгиз. Вечером написала конец об них обо всех и этим закончила статью. Спать трудно после такой работы. Сны вижу блядские.

28.12.73. Звонила Еремину, нарвалась на непонятное. «Перо жар-птицы». Стало очень тошно. Вечер занималась сказками. Поняла некий разрез жизни. Сон снился с Алисой и Сергеем. Он захотел поехать в Н. Новгород на пароходе. «Навигация-то кончилась». — «Ну, тогда поездом».

30.12.73. Вечером поздравляли лифтера рублем и ходили по пустым улицам. Сегодня праздник.

31.12.73. Дочитывала Нехорошева. Интересно. Сейчас стало модно писать о «Голубиной книге», о «Страфил-птице» и пр. Повернули круг интересов. Психоанализ Пушкина. Разбирают каждое слово, ассоциации и живого места на нем не оставляют. Бедный Пушкин. Может, он хотел кой-что и скрыть, а выплывает. Стало это наукой. Читать интересно.

1974

1.1.74. Вчера звонил Еремин: «Наша газета строгая, очень у Вас лирично» — опять надо думать, чего написать. Не по душе мне эта статья.

Просматривала до обеда картинки милостливо. И это мне не очень нравится. Надо смотреть строго и все лишнее убирать по возможности, а негодное откладывать в нижний ящик.

В лесу поравнялась с нами пара, что жили на нашем этаже, о нем я давала Е. В. Лидиной заговор на отсуху. Заговор помог, он идет со своей громадной женой в лес гулять, зубы золотые, шапка хорошая.

8.1.74. Пришел Буров, сел в кресло и с осанкой министра рассказал, как в комитетском худсовете председатель Гончаров, правая рука его Бисти, он же, Гончаров, ругал Кукрыниксов — никакие художники и пр., — и все поддержали.

12.1.74. Читаю сказки для Либет, соб. Карнауховой. Северные. Рассказаны совершенно прелестно. Читаю с удовольствием, хоть и не все нужно. Страшные — хороши, волшебные оживают от какой-то дали современности. Вечером увидала Плеяды, звезд много, небо тесное.

14.1.74. Вчера долго говорил со мной блоковед С. С. Лесневский. У него выходит в «Мос. Раб» книжка о Блоке. Моя заявка его тоже привлекает. Познакомил нас Алянский.

15.1.74. Попался под руку календарь с японскими картинками. Какое необыкновенное, совсем особенное, интеллигентное искусство. Вот теперь я ясно вижу, откуда вышла вся Европа, импрессионизм и все до сих пор, каноны красоты и вольности. Но откуда они сами? И давно ли? Нет времени, а надо все это разузнать. А то я вроде Америку открыла. А это всем давно ясно и понятно. Отдала книгу Дороша в Публицистическую редакцию в Детгизе. Они, кажется, включили его в «хвостик» от 1975 года.

1.2.74. Приходила Лена Жукова — остригла свои волосенки, красит их хной черной и выглядит мальчишкой. Долго считала и записывала рисунки Н. В., что они покупают вместе с теми, что выставлены на академической выставке. Опять мне напоминание, что надо что-то дать на выставку книги. Но это все заботы покойника. А зима-то кончается, и ни одного зимнего пейзажа не написано. Занималась весь день палеографией. Вечер без звезд.

6.3.74. Писала усердно о Пушкине. Кабы вы знали, как он мне надоел. Поживешь в мыслях с Пушкиным, чему-нибудь хорошему наберешься, а свое плохое позабудешь. А мне мое плохое, может, больше нравится.

10.3.74. Вот опять мне на ум пришла рублевская «Троица» и голубые пейзажи П. Кузнецова, что мы с Ан. видели позавчера в ГТГ. Это же совершеннейшее и непонятное чудо! Кузнецов даже лучше Рублева, где все же чувствуется зализанность реставрации — у него все свое, и тона сохранились хорошо и «голубец» и общее месиво, без сучка и без задоринки, при вольном мазке, лучше всего.

16.3.74. Был у нас вечером Ал. Ник. Савинов, «лучший искусствовед Ленинграда». Скучный, разговор велся на перекладных.

Перечитала свою писанину о Пушкине — не нравится мне что-то, неизвестно, зачем я пишу.

29.3.74. Читаю Канта, и мне нравится. Вчера сделала Гунсту экслибрис с надписью на шкуре зайца «Книга Е. А. Гунста, а онъ дает книги только тому, кто их не дает никому». Что-то в этом роде. Послала.

9.4.74. Пейзажи в альбоме начинают выходить, появилась цель в жизни.

4.5.74. Приходил Костин. Рассказ о посещении художницы Корсаковой, что делает без конца иллюстрации к Достоевскому, водяные краски очень жидко и где-то что-то. Пользуется успехом. Показывает как «жрица тайны Изиды». Про нее мы давно уже слышим, когда-то она нас настойчиво звала, но мы не поддались. Все, что прикрывается Достоевским, подозрительно.

17.5.74. Ан. поехала на вернисаж Тышлера. А мы в лес. Читала потом воспоминания Милашевского. Все «очень» интересно. А к чему мне все это интересное, что было. Интересно только то, что есть. Вот рисунки Пикассо! А волосы Глебовой-Судейкиной цвета цинандали — бог с ними.

25.5.74. Лев купил и оформил машину, и мы в два часа поехали в ГТГ на выставку икон XII века. Народ оказался интереснее икон, которые повешены плохо в разбивку, одна на стене, и везде блестит и отсвечивает. Народ чудной, иностранные дамы в штанах. Юноши — Рафаэли. Выехав, соблазнилась Кадашами и нарисовала, а после дома даже написала.

28.5.74. Поехала-таки на Юго-Запад на выставку Тышлера. Сидят два сгорбленных человека: Флора и Тышлер. «Ах, Марринок». Целуемся, он потный, видно, сердце сдает. Выставка прекрасна, как музыка или песня вечером, голубое, цвет нефтяной. Голубым же проведено по всем белым и просто деревянным рамкам. Так все объединяет. Кроме старых тем — космонавты летят, впереди женское лицо или рука. С черепами фашисты мне не понравились. Наговорив наскоро комплиментов, простилась и поехала на шпалеры. Праздник не на каждый день. Дома Н. В. рассердился, что я гуляла, а он сидел дома и даже обрадовался, что загорелось полотенце, вот, дескать, до чего доводят выставки! Но потом все обошлось, и мы пошли в лес слушать зябликов.

2.6.74. С дачи ездили со Львом и Женей в Загорск. Там уже чувствуется праздник. Сидели завтракали на парапетах, я рисовала беззастенчиво близко, нос к носу, и никто не обратил внимания. Всяк был занят своим праздником.

6.6.74. Каталог ГТГ «Советская графика», где на обложке акварель Милашевского, а внутри разворот Н. В. к «Левше» цветной, есть даже Тышлер, меня нет, конечно. Выставка Тышлера вместо 4-х недель закрывается через 2, приглашение на обсуждение «творческий вечер», на гектографе — доклад Каменского. Поет в саду целый день жаворонок.

14.6.74. Писала едоков мороженого, но что-то все у меня не ладится. Вчера прочитала в «Дет. лит.» статьи нескольких художников на тему «Мой Пушкин и как я его иллюстрировал». Моя статья мне показалась лучше всех и рисунки тоже. Впадаю в нарциссизм. Но это не помогает работать. Проклятая выставка в ГТГ показала ненужность этой работы, и никак себя не пересилишь, хоть ничего и не болит и могла бы написать что-нибудь путное.

20.6.74. Рукопись выступления А. К. о Тышлере — я ее с пятое на десятое прочитала. Хвалебно и даже иногда неплохо. Считает его чуть ли не в одном ряду с ОСТовцами — Гончаровым и пр. «Фантасты» они де все были. Видно, нельзя сказать правду. Одна мысль мне понравилась, он цитирует Бахтина, что искусство это некий «карнавал» (его еще любил Дорош). Вот и у Тышлера карнавал. И он не вернисажный эстет, а странствующий музыкант, что в ветхой одежде играет на крестьянской свадьбе. Это последнее не подходит к Тышлеру.

Анимаиса рассказала, как она была на Джоконде, несмотря на стекло, увидала ее загадочное лицо злой женщины, «монахини Дидро», как говорит Н. В., «гермафродита», как говорю про нее я, с чьих-то слов. Я приколола булавкой на ковре билет с ее лицом и иногда поглядываю, иногда кажется женщиной даже красивой и складной, а иногда толстой булкой с хитрым прищуром.

4.7.74. Телеграмма о смерти Сергея. Дала деньги Анимаисе на венок от сестер — если удастся. Я не поеду его хоронить. Пожалею о Сергее потом, а сейчас не могу, занята глядением на мир божий. Так он хорош. И блоковское путешествие, и травы кругом. Ветки, наползающие на дорогу.

12.7.74. Если Тышлеру писать цветы, то конечно — розы. Так и было. Написаны розы, я бы сказала, по-фальковски, но в той же тышлеровской нефтяной гамме. Когда пишут, что он из ОСТа и его друзья — Пименов и А. Гончаров да Дейнека, то этому верить не хочется. Какое-то недоразумение. Что общего у стихов и трактатов?

15.7.74. Глядела рисунки Пикассо — чувствую свое убожество. Плохо я рисую, мало я рисую. Надо хотя бы себя в зеркале рисовать каждый день. На небе звезды.

22.7.74. Анимаиса привезла чудный альбом Алпатова «Живопись древнерусских икон». Еще привезла «Советское искусствознание» («Сов. худ.», 1974, редакция Овсянникова), собрание статей в основном докторов. Это называется искусствоведение. Ведать надо, как, что и почему мы делаем, а мы и сами не знаем. Как говорится, им виднее с горы.

26.7.74. Дописала букет и два пейзажа на торшоне. Не очень они мне по душе. На мягкой бумаге было лучше.

4.8.74. Прислали мне из «Вечерки» мою статью, всю переделанную «ближе к современности». Это и смешно, и гадко. Как бы с ними расплеваться. В субботу встретила на бровке Андронова, говорили о живописи. У него почему-то очень белые ногти.

12.8.74.

О жизнь моя без хлеба,
Зато и без тревог.
Иду. Смеется небо,
Ликует в небе Бог.

Федор Сологуб.

24.8.74. Написала букет «Сказки Пушкина». От большого света — и он вышел светлым.

31.8.74. Получила два письма — одно с тягомотиной, другое — от Пистуновой с набатом. Если не преувеличивает, то со сказками меня ожидает беда. Назвала букет со свечкой «Дурные вести».

5.9.74. Гуляли в лесу, по дороге встретили Варнавицкую — приглашала на женскую выставку — я отказалась, как всегда. Наверное, это возмущает всех московских деятельниц.

7.9.74. Снились семейные кошмары: мы вернулись с дачи, а квартира занята Катериной, Лидией и др. Все книги аккуратно завязаны в белую бумагу, в комнатах чужая жизнь, а вы можете жить в мастерской? Я пыталась протестовать, выходила из себя, трепала кого-то за уши. Слава богу, проснулась — ничего нет.

8.9.74. Сегодня я посмотрела летние пейзажи в золотой рамке и решила, что хороши, что это французская живопись и что я молодец. Весь вечер смотрю на них время от времени. Среди икон они мне кажутся не хуже.

15.9.74. Читаю все вечера Петрарку и нахожу много питательного. И сонеты его мне по душе.

Из Петрарки: «…Я знал, что каждый день дорог, но не знал, что ему нет цены…»

17.9.74. Чистейшая лазурь, глазам больно. Звонила Алиса, хочет со мной ехать на кладбище. Дали ей пенсию 150 р., жить им стало трудно. Она ездила в Нижний, привезла земли со Студеной улицы, была там в краеведческом музее. Сергею будет отведена стена, его именем будет названа улица в новом районе.

25.9.74. Звонил Минаев с соболезнованиями, что у меня нет никакого звания. К чему бы это?

26.9.74. Позвонила Колобовой, выяснилось, почему вчера звонил Минаев, его назначают с выставкой в Японию. Ко мне присоединили еще Рачева, Митурича, Конашевича и Васнецова — это мне неинтересно, и на Минаевское сопровождение я не согласна — Поливанова. Нам два раза отказывали — буду думать. Гуляла только до почтового ящика. Вечером была К. Н. из Гослита насчет заговоров. Похоже, это не к спеху.

11.10.74. Звонят — Бахман с переводчицей. В ноябре приедет директор за вещами, будут делать каталог, 40–50 вещей. Хотят и бутылки взять.

Когда Сюзанна (что в МОСХе вместо Киры) говорила со мной по телефону о «выдвижении», она поделилась своими горестями: «Митрохина мы сколько раз выдвигали, но дальшестоящие организации не пропускали».

Юбилей Рериха. Везде о нем пишут. В очередном № «Огонька» — цветные картинки Гималаев — яркая, умелая халтура, сродни Глазунову и Рокуэллу Кенту. Вырежу и положу в глазуновскую монографию. Пусть копится безвкусие.

4.11.74. Звонил Юра Коваль. Я его пригласила — хоть сейчас. Он приехал и мне понравился. Он уезжает сейчас в Ферапонтов монастырь, где за 300 рублей шесть человек купили дом и будут жить и охотиться.

25.11.74. Возня с «выдвижением». Игра в «кошки-мышки».

28.11.74. Ольга Ник. Прислала письмо — нечленораздельно, но подробно описала, как ей при выдаче паспорта урезали Арбенину и букву «д» — стала она теперь Гильдебрант и все. В юности Бальмонт ее называл «Ландышем», а Ахматова — «розой» — «Но я не люблю вспоминать прошлое». Вчера в Союзе на секретариате решали, будут ли они поддерживать выдвижение Мавриной или нет — решение никому не известно, да я и не спрашиваю, памятуя роман «Приглашение на казнь».

30.11.74. Думаю, что лучше всего отказаться от соревнования с мертвецом. А как это сделать? Звонил Костин, Союз не поддержал, узнал у Жени Буториной, почему-то сама не звонит.

3.12.74. Костину прислали письмо из Ленинграда, спрашивают, не могла бы я сделать декорации к «Жар-птице» Стравинского для Кировского театра. Я замялась, но потом все же решила — а почему бы и нет?

6.12.74. Встретили вечером Слуцкого со товарищи, ходили они к Татьяне Тэсс, смотреть ее коллекции. «У нее Малявин, но плохой». На выставку «Портрета» на Усиевича стояла сегодня очередь. Билет с цветной картинкой Рокотова Гунста у нас есть.

25.12.74. Позвонила П-ной и узнала, что рисунки мои к летописям не прошли, слишком много церквей. Так обыкновенно об этом говорит — переделывать!

29.12.74. Женя купила мне валенки на резиновом ходу, очень тепло и хорошо.

1975 год

5.1.75. Слушаю Моцарта и плачу.

13.1.75. Ан. принесла еще в пятницу книжку «Автопортреты» — так я вздумала их всех перерисовать и этим была занята утро. Сегодня канун Старого Нового года, но никто это не отмечает.

14.1.75. «Мне брюхом хотелось с тобой увидеться и поболтать о старине» — Пушкин пишет Кравцову, 1830 год.

16.1.75. В нашем «Московском художнике» статья Разумовской — ругает основательно и обоснованно экспозицию новую в Музее Изящных Искусств. Свету дневного для живописи нет совсем. Я чертыхалась, когда ходила, потом забыла, а это дело общественное, надо Костина привлечь и вообще всех художников.

19.1.75. Были у нас Алпатовы, об иконах, фото. Они очень трогательные.

21.1.75. Приехала Таня из Горького, занималась выставкой, подбором картинок. Таня утратила свой постный инфантильный облик, складная, острословная. Н. В. закрылся у себя, чтобы не слышать щебета.

31.1.75. Искала фотографии к «Царю Салтану» и обнаружила пачку снимков Ильи с наших стен еще на Колхозной. Заплакала об ушедшем счастье. Тьма, теснота, звуки, клопы, но!..

3.2.75. Читаю мемуары Веригиной. Эти чтения я называю «черными дырами».

Они отсасывают время, а есть ли от них польза? Кой-какая есть. Блок всю свою недолгую здоровую жизнь провел среди актрис. Стиль шуток, спектаклей, ролей, масок. Весь ассортимент кулис, то, что разило Судейкина. Арлекины, Коломбины, Мейерхольд. А потом пошли с 13-го года студии, ритм, пантомимы. Записки приглаженные, беззубые. Дожила она до 94 лет, умерла лишь в 1974 году.

11.2.75. Поехала в зоопарк рисовать. Неизвестно почему и зачем, я очень волновалась. Но пришла в лекторий зоопарка, как и 10 лет тому назад. Истово рисуют анималисты. Скоро освоилась и начала рисовать вместе со зверями еще и рисующих.

Читаю третий вечер письма и дневники Байрона. Интересный разрез чужой жизни, очень смелый, ипохондрик и не очень здоровый, порочный. Как полагалось в те времена. Обида и изгнание сделали из него человека сегодняшнего дня.

12.2.75. На Кузнецком, 11 выставка 16-ти художников. Оказалась интересной в части скульптуры. Живопись же в приглушенных тонах, будто писана «фузой» — готовая живопись с палитры соскабливается — и на холст. Во ВХУТЕМАСе называлась «фуза». Знаменитый Попков в душу не просится, хотя мастеровитей других и эмоциональнее. Потом поехали в ГТГ. Выставка коллекции Сидорова — неожиданно много хороших вещей. Моих две ню — хор., Н. В. пейзаж — хор. Даже Пименов неплохой. Манерно, но напористо (обнаженная моется) — не то что сегодняшний мармелад. После этого Оля повела нас к себе, показывала из Сидоровской коллекции ню Н. В. — 29 года, своячница Расторгуева — плохая, мою ню — альбиноску — ничего. Врубеля повесили в светлой комнате, и смотреть его хорошо. В ГТГ с обычного входа стояла очередь — народ сбесился. Чего-то всем надо смотреть. Книги, музеи, давай, давай!

14.2.75. Привезли из ГТГ мою «Голую Ирину». Я ее открыла, вышибла стекло. Живопись оказалась много ярче и мазистее. Промывала льняным маслом, очень много грязи. Уговорились со Стацинским ехать на его выставку. В литографской студии, дом 3. Оказалось интересно, он выработал более мягкое и интересное касание к камню, и сам удар потерял жесткую хлесткость и стал мягче, кудрявее, симпатичнее, красивее. Пахнет скипидаром, работой, художниками, на нас внимания не обращают, вроде ВХУТЕМАСа. Иван Иванович, толстый, коренастый, уже старый, но сильный литограф еще от Сытина — 67 лет. Потом приехали к нам и долго калякали. Среди всех бездарных камней, что мы смотрели в мастерской, он — талант.

20.2.75. Мы с В. Озаркович и Наташей из ГТГ были в мастерской, и я им подарила 8 вещей, они их и увезли.

21.2.75. Приходила Люба из ГТГ за портретом Милашевского. Отдала им и письмо (предсмертное) Грабаря.

25.2.75. Опять в зоопарке с упоением рисовала зайца и куницу и всех окружающих. Даран, бывало, говорил, что рисовать с натуры — это все равно что любовь, а рисовать из головы — онанизм. Пока я рисовала, Лев отвозил в реставрационные мастерские на починку, по хлопотам Н. Н. Померанцева, нашего Николу с житием.

5.3.75. Делаю «Козла». Была у нас Немировская. Мы ей говорили свои поправки в ее статье о «13».

15.4.75. Отбирала масло для Абрамцева, вынула из сундука, протирала маслом и заделывала плеши от плохого хранения в ящике. Хорошая живопись.

16.4.75. Отбирала акварели и последние работы, их оказалось так много, что акварели спрятала обратно. Звонок из Горького, хотят купить пять работ. Соглашаюсь.

17.4.75. Пришли из Абрамцева две девочки, ученицы Сарабьянова, и Алексей Иванович. Они хотят повесить всех моих голяшек, а мне все это посмотреть очень интересно.

Читаю А. Т. Болотова «Памятник протекших времен, или Краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах», изд. Киселева, М. 1875 (из б-ки).

Император Павел I. Жизнь и царствование. Е. С. Шумигорского, СПб. 1907.

30.4.75. Читаю про Павла, автор всячески хочет оправдать его действия, но не вызывает моей симпатии в нем ничто, ни его «великий магистр», суеверия, неожиданные человеческие слова. Кажется он мне зачастую актером, опьяненным неограниченной властью.

7.5.75. Были в Академии на Венгерской выставке. Вещи все XV, XVI, XVII веков. Тициан — Дож в шапочке с рядом больших пуговиц, скучно смотреть; Эль Греко — старик; дивного цвета борода по какой-то волшебной охре зеленовато-белым, руки, лицо без деталей с зелено-коричневым притенением. Но сказать что влюбилась — нельзя. Для того, чтобы это посмотреть, я бы далеко не поехала. Удивительно только, что за такую «грязную» зелено-коричневую живопись не судили судом инквизиции. Брейгель-сын — самая лучшая картина на выставке «Сотворение Евы». Купы дерев темно-зеленые и темно-голубое небо в облаках — это живые цвета, все остальное — музей темно-коричневый.

У выезда из Москвы по Кутузовскому проспекту восстановили Триумфальную арку с квадригой коней! Она не очень теряется среди новых помпезных домов. Шоссе это особенно ухоженное. Город новый планируется свободно и с умом, на наши районы не похоже.

Выписываю из Псалтыри псалмы.

13.5.75. Составила макеты для Коваля и для «Малыша» с игрушками.

29.5.75. На даче. Дожили до голубого. Рылов, облака, ветер. Желтая бабочка… лежала вверх брюхом, у меня в руке отогрелась и полетела.

2.6.75. Дочитала сборник песен. Есть там и песня про «Птиц на море», та самая, которую использовали в «Снегурочке», жалко, я ее не знала, не взяла для книжки, есть золотые строчки. Именно этот вариант, видимо, и Пушкин знал: «Ворон за морем игумен»…

5.6.75. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» — вот в этом и состоит наше искусство — остановить мгновенье. Бывало, страшнее не было двух вещей: первое — в разные стороны уходящих поездов, второе — невозможности нарисовать то, что видишь. «Вежливый почерк».

13.6.75. Светло, голубо, ветрено. Пишу пейзажи в полном азарте.

15.6.75. Старалась не волноваться, но все равно. Собрались, и поехала на выставку в Абрамцево. Александр Иванович вышел к нам нарядный, не велел одевать тапочки. Посмотрели сначала графику советских художников внизу. Большие листы водянистых деревьев Фалька, военный городок Н. В., довольно сочные цветовые размывы Лабаса. Поднялись наверх — первая комната с бутылками и последними картинками, яркими, букеты и пейзажи — уже раньше видела, так что не поразили. Следующий зал — две ню банные (ренуаристые) и пр. натурщицы. В большом зале боннаровская ню, и лучше других почему-то показался манеж с коняшками и пейзажи с березами из ранних, где мы с Н. В. гуляем. В последнем зале «Ирина» в самом конце на боковом свете — нехорошо. Я обалдела и очаровалась. Дневного света у них все же нет. Темновато.

Чудной красоты вечер с убегающими облаками.

21.6.75. Встреча. Нарядилась в синее платье. Малахитовые бусы. Там уже ходил по залам Буров, так и не удалось одной все посмотреть. Стал прибывать народ. Все те же издательские и друзья. А. И. говорил, глядя в шпаргалку, длинную речь о традициях Абрамцева — Поленов, Врубель. А я из этих традиций не вышла. Выступал Костин — о чем-то, потом Шмаринов — о раскованности и щедрости, потом Коновалов — о неувядаемости, потом профорг — толстая тетя — благодарила за радость, затем подписывала каталоги всем красивым и малокрасивым девицам и молодым и старым людям. Был из Кукрыниксов Соколов с внучкой — тургеневская девушка с картинки.

Не повесили 4 картинки, места не нашли: ню с голубыми глазами, два ярких букета на кобальте и дымчатого кота — очень жаль. Познакомилась с Ангелиной Вас. — Геличкой — вдовой Фалька — она вроде богородицы. Наташа в запаснике показала картинку Удальцовой — громадную, темную, кубистические фигуры что-то делают. Все ахали. Сущая ерунда!

27.6.75. В «Книжном обозрении» статья М. Ногтевой — «Мавринский конек». Вранье, но годное вранье. Она выписалась.

Ломоносов. Его суд азбуки. О написании букв. «Буквы существуют в разном образе» — «в широких шубах, какие они носят в церковных книгах, а в горнице предстают в летнем платье, какое они одевают в гражданской печати».

3.7.75. В «Огоньке» дали репродукцию с Моне «Завтрак на траве» — я ее повесила на ковре. Картина академическая и не может уж очень нравиться, но все равно, какая сила цветового решения! Ни один наш Куинджи на такое не способен. Смотришь в солнечный день в сад — Моне «Завтрак на траве» и так каждый год.

Пел Козловский — арию из «Манон Леско». Какой редкой красоты и выразительности голос! Не люблю только его «Юродивого».

8.7.75. Вчера Катенька, внучка Платонова, ходила гордо в длинном платье, похожа на цыганочку, очень кокетлива, называет себя Татьяной Ал. Мавриной — балериной. Букеты украшают столы, но не придумаю, как их написать — уж очень красивы.

10.7.75. Проснулась полтретьего, уже светло. Ждала — не запоет ли опять жаворонок — до четырех часов. Не запел! Для чего мне это нужно — не знаю. Наверное, от сентиментальности.

17.7.75. Неожиданно появилась Анимаиса с «Онегиным» в улучшенном виде. Книжечка получилась аккуратная. Для «Сказок» Пушкина сделали белый футляр, говорят, что поздно что-либо придумывать, надо сдавать в комитет. Сегодня написала Самойло о своем желании иметь статью о выставке.

21.7.75. Размокропогодилось.

26.7.75. Сияло солнце, парной день, делаю «Козла». Приехала Анимаиса с сообщением, что на выставке оказывается, был Клемке, в восторге. Прожекты везти ее в Дрезден. С премией все пошло навыворот. Премия уже решена Кукрам, а меня, как важного конкурента, решили перебросить на детскую литературу, но там какой-то популярный писатель. Не сбудется, значит, мое желание посмотреть мои картинки (ради этого я включила станковую графику) на стенах Морозовского музея, где я еще помню вещи французов. Ну, посмотрим.

20.8.75. Снилось мне — бегу и прыгаю, держась за руки своего отца. Потом к нам подошел С. В. Герасимов, жалуясь на шум в голове и боли в сердце, и дал отцу посмотреть свой последний рисунок; нарисовал он Рембрандта красной и синей кистью — очень хорошо! Надо такой нарисовать.

30.8.75. Сияние сверхъестественное. Написала мальвы и два пейзажа в альбом. Красное солнце за темной липой. Голубой конь везет зеленые ветки.

1.8.75. Написала еще раз мальвы и подсолнухи — желтые и розовые. Получилось светло и даже волшебно.

8.8.75. Читаю последние дни Шкловского о Льве Толстом «Расточитель» в «Науке и жизни», 1974, № 10, 11. Вчера было интересно, а сегодня я рассердилась и бросила, какая муть, жуть и требуха! Лучше про эту семью не читать, не чисто было это место. Седой старик на стене смотрит осуждающе. Но не могу.

Встреча во время прогулки около Глебова: по песчаной дорожке бежала, припрыгивая, девочка, так бежишь иногда во сне и подлетаешь. Лети выше леса!

12.8.75. Анимаиса прислала письмо, что выдвинули меня на премию Андерсена вместе с Барто и она занимается этими хлопотами.

16.8.75. В «Культуре» статья обо мне Костина — совсем не на тему, совсем бесплодная, и картинки из архива. Рядом статья о писателе (моем конкуренте) Алексине (кажется) — по-деловому. Он сделал пьесу из «Молодой гвардии», дети, уходя со спектакля, плачут и пр.

24.8.75. Снилась мне всякая чепуха. С. В. Герасимов с длинными волосами, заплетал их в четыре косы с бантиками. Дом с коридорами, бесконечными этажами, какое-то тайное слово я знала — но, проснувшись, не вспомнила.

Сиянье без облака.

27.8.75. Анимаиса с приятной новостью — Н. В. за «Онегина» дали медаль на Международной выставке книги в Сокольниках. Еще серебряные — Савве Бродскому за «Дон Кихота» и Пикову за Данте.

Кирилл Туровский «Пролог». Родная речь, № 5, 1975. Годы жизни — 1130–1182? Был учен, был монах, был столпником, потом епископом (ок. нынешнего Минска).

4.9.75. Дачный заряд исчез. Писать пейзажи уже нет времени; подпирают книжки.

17.9.75. Букет на закатном окне в кухне. Очень яркого, осеннего разнообразия. Такие сейчас носят дамские кофты. Картина торжественная, подземный мир, подземные краски неба и цветов, вроде каменных.

20.9.75. Закончила почти совсем «Козла», он начинает мне нравиться, стало не скучно работать. Третье бабье лето в этом году.

23.9.75. В лесу тепло. Можно шуршать ногами листом на земле, так его много. Вспоминать нижегородский откос.

То же чувство осталось, а сама я совсем не та! Как долго живут некоторые чувства. Ногой шуршать осенним листом.

25.9.75. Ан. попала в переплет с комнатой для дочки: хозяйка уехала в Ташкент, оставив им на попечение комнату за 25 руб., 4-х канареек и цветы на окнах. Явился вчера приехавший родственник, восточный человек, 40 лет, и у них ночует и с ними ужинает.

26.9.75. Заходила в Анимаисину новую «квартиру»: канарейки — какие-то гадкие, чепуха в почете. Думала — может, увижу интересный, чудной интерьер — но оказался ухоженный хлам. Дядька приезжий уберется лишь в четверг.

27.9.75. Анимаиса была на выставке «попарта» в ВДНХ. Наши авангардисты. Сын Л. Б. выставил в окне пальто и длинный шарф, в кармане бутылка кефиру… и пр. в том же духе. Очередь огромная, прячется по кустам. Участники нарядно одетые, видно «дети» чьи-то.

29.9.75. Анимаиса занимается моими делами и меня в них втянула.