в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»


Ода к радости

Чувство цвета, как голос у певца, дано Т. А. Мавриной от природы

16 апреля 2021 года в Третьяковской галерее, Лаврушинский переулок дом 10, открылась выставка работ Татьяны Алексеевны Мавриной «Ода к радости». Эта выставка — первая большая ретроспектива произведений Мавриной, представляющая все творчество Татьяны Алексеевны в наибольшей полноте и разнообразии. В экспозиции более 200 произведений: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, а также иконопись XV–XVII веков из личной коллекции Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина. Многие ее работы, к примеру, иллюстрации 1930-х годов и расписанные бутылки, экспонируются впервые.

Татьяна Алексеевна Маврина — одна из выдающихся фигур в русском искусстве ХХ века. Живописец, иллюстратор, график, сценограф, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. В 1976 году Татьяну Маврину, единственного советского художника, удостоили премии имени Х. К. Андерсена «За международный вклад в дело иллюстрации детской книги». В справочнике «Единый художественный рейтинг» Татьяна Маврина отнесена к высшей категории — 1А, художник мировой известности.

В 1921–1929 годах она училась во Вхутемасе-Вхутеине, была членом группы художников-графиков и мастеров живописного рисунка «Тринадцать». С 1930 года подписывала свои работы как Маврина, девичья фамилию матери. Она часто обращалась и к живописи маслом, но ее излюбленными техниками были рисунок тушью, а также акварель, гуашь и темпера. Позднее свои рисунки часто переводила в цветную литографию. С большим увлечением занималась графикой и книжной иллюстрацией произведений Бальзака, Гофмана, Франса, Золя, Лермонтова.

С конца 1930-х художница и ее супруг, иллюстратор Николай Кузьмин, начали собирать коллекцию икон, включавших выдающиеся образцы древнерусского и народного искусства. Увлечение иконописью и народным творчеством повлияло на творчестве Мавриной — ее довоенная живопись и станковая графика «выделяются» свободной композицией и насыщенностью колорита.

С начала 1950-х, Татьяна Маврина, после увлечения примитивизмом, импрессионизмом, фовизмом стала заниматься иллюстрациями и станковой графикой. Она оформила пушкинские «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила», «У лукоморья» и сборники: «По щучьему веленью», «Русские сказки». «Художницу всегда отличало радостное и оптимистическое восприятие действительности, в каком бы стиле и в какое бы время она ни работала, как бы ни складывалась жизнь. Все ее произведения наполнены светом, радостью, юмором. В работах Мавриной нет никакой псевдопатриотической фальши и наигранного пафоса, которые проникали тогда в творчество многих представителей творческой интеллигенции. Татьяна Алексеевна действительно так воспринимала работу и окружающий мир, она нашла свой стиль, свою неповторимую манеру письма». Она проиллюстрировала и оформила более 200 книг, больше всего — сказок. Впечатления от поездок и прогулок по Загорску, Угличу, Ростову Великому, Александрову, Суздалю, Переславлю-Залесскому и другим, Маврина «запечатлела» в многолетнем станковом цикле «По старым русским городам», 1942–1968 годы.

В 1996 году состоялась последняя выставка Мавриной в Третьяковской галерее. Особое внимание на ней было уделено ранним произведениям из собрания Галереи, не отражавшим весь творческий путь художницы. Работы Мавриной периодически экспонируется на групповых тематических выставках, например «Москва в творчестве художников группы 13» в Государственном музее А. С. Пушкина в 2018 году, «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 2016–2017 годах, и других.

Экспозиция выставки «Ода к радости» в Инженерном корпусе в связи с особенностями музейного пространства включает три раздела. В первом зале ранняя графика 1920-х и иллюстрации 1930-х годов к произведениям европейской литературы. В центральном зале демонстрируются живопись и станковая графика Мавриной 1930–1990-х годов. В этом же пространстве представлены иконы из собрания мастера, вступающие в диалог с работами художницы разных лет. В третьем, Малом зале, находятся иллюстрации к сказкам, графике из серии «Бестиарий», портретам Мавриной и расписанным ею бутылкам и тарелкам со сказочными сюжетами. Специально к выставке издали каталог произведений Мавриной, представляющий все многообразие ее творчества.

Безусловно, выставка заинтересует не только знатоков искусства XX века, но и широкий круг зрителей. В столь тревожное из-за пандемии время наполненные цветом произведения Татьяны Мавриной, талантливой художницы, несмотря на все драмы эпохи видевшей мир в светлых тонах, станут для зрителя источником ярких эмоциональных переживаний, утешением и настоящей «Одой к радости».

Выставка продлится до 15 августа 2021 года


В издательстве «Государственная Третьяковская галерея» подготовлен альбом работ к выставке «Татьяна Маврина. Ода к радости». В альбом входят статья о творческом пути художника, каталог произведений, включающий, помимо живописи и графики, примеры обращения к декоративно-прикладному искусству, а также иконы из коллекции Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина. Первая подробная летопись жизни и творчества представляет ранее неизвестные факты биографии Мавриной, выдержки из дневников, писем, публикаций, а также обширный изобразительный материал: фотографии и архивные документы, многие из которых публикуются впервые.
Издание адресовано специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся изобразительным искусством.










































































































 


назадътитулъ далѣе