в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

схематический вид часов с кукушкой
Схематический вид часов с кукушкой

ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ЧАСОВ С КУКУШКОЙ

Инструкция по ремонту содержит краткое описание конструкции механизма 93104 часов гиревых с кукушкой, выпускаемых согласно ТУ 25–07.1059–74, рекомендации по ремонту в часовых мастерских и применению приспособлений, инструмента и материалов, необходимых для ремонта.

I. Краткое описание конструкции часов гиревых с кукушкой

1.1. Часы гиревые с кукушкой состоят из корпуса, деталей внешнего оформления и механизма 93104 представляют собой механические часы с гиревым двигателем, возвратно-крючковым ходом с дополнительными устройствами — боем и «кукушкой», периодом колебания маятника — 0,857±0,002 секунды.
1.2. Продолжительность работы часов от одного предельного поднятия гирь (масса гири 500±30 грамм) не менее 26 часов, при этом расстояние от конца гири, в предельно поднятом положении, до пола или предметов, ограничивающих опускание гири, не должно быть менее 1,82 метра. Заводка часов осуществляется поднятием гирь. Периодичность — один раз в сутки.
1.3. Средний суточный ход при нормальных условиях:
температура (20±5) °С
относительная влажность от 30 до 80%
атмосферное давление 630–800 мм ртутного столба должен быть в пределах ±3 минуты.
1.4. Регулировка периода колебаний маятника (передвижением линзы по стержню) обеспечивает возможность изменения суточного хода часов не менее, чем на 10 минут.

II. Конструктивный состав механизма

Конструктивно механизм 93104 состоит из:и
1) механизма хода 2) механизма боя 3) стрелочного механизма.

2.1. Механизм хода состоит из двигателя, основной колесной системы, хода (спуска), регулятора.
2.2. Механизм боя состоит из двигателя, колесной системы, сигнального устройства.
2.3. Стрелочный механизм состоит из колесной системы.

Схематический вид механизма часов с кукушкой
Схематический вид механизма часов с кукушкой

Позиция   1. Платина передняя
Позиция   2. Платина задняя с кронштейном
Позиция   3. Кронштейн кукушки со штифтом
Позиция   4. Кронштейн маятника со скобой и качалкой
Позиция   5. Рычаг-включатель
Позиция   6. Валик скобочный со скобой и вилкой
Позиция   7. Молоточек механизма боя
Позиция   8. Валик с рычагом подъема левого меха
Позиция   9. Валик с рычагом подъема правого меха
Позиция 10. Колесо приводное
Позиция 11. Колесо заводное сигнального механизма
Позиция 12. Ветряк
Позиция 13. Триб минутный
Позиция 14. Колесо вексельное
Позиция 15. Колесо останова боя
Позиция 16. Колесо среднее с трибом и кулачком
Позиция 17. Колесо пятерочное с трибом

Позиция 18. Колесо анкерное
Позиция 19. Колесо с кругом счетным
Позиция 20. Рычаг поворота кукушки
Позиция 21. Вилка
Позиция 22. Пружина рычагов боя и замыкания
Позиция 23. Пружина кукушки
Позиция 24. Подкладка пружины
Позиция 25. Триб счетный
Позиция 26. Планка кронштейна верхняя
Позиция 27. Планка кронштейна нижняя
Позиция 28. Скоба качалки
Позиция 29. Гайка (колонки)
Позиция 30. Шайба упорная
Позиция 31. Шайба (вексельного колеса)
Позиция 32. Шайба (броши)
Позиция 33. Штифт ограничительный
Позиция 34. Штифт конический

III. Работа механизма гиревых часов с кукушкой и боем

Работа механизма гиревых часов с кукушкой осуществляется следующим образом. Гири подвешены на крючки цепи, которые надеты на крестик. Крестик, две боковые шайбы, трехлепестковая пружина, собачка не позволяют цепи соскакивать со звездочки. Весь этот узел называется блочком и вращается на оси колеса привода позиция 10 и колеса заводного сигнального механизма позиция 11.

Под тяжестью гири, цепь вращает крестик вместе с колесом привода. Находящиеся на этой же оси колесо вексельное позиция 14 передает вращение трибу минутному позиция 13 и колесу часовому, число оборотов которого в 12 раз меньше числа оборотов триба минутного.

Колесо приводное позиция 10 приводит в движение триб колеса пятерочного позиция 17, передающего движение трибу анкерного колеса позиция 18, с которого получает импульс скоба валика скобочного позиция 6. Скоба через вилку позиция 21 и подвеску передает импульсы маятнику, поддерживая его колебания, скоба периодически затормаживает и освобождает анкерное колесо.

При опускании правой гири цепь вращает крестик блочки, вместе с которой вращается колесо заводное сигнального механизма позиция 11, которое передает вращение колесу среднему с трибом и кулачком позиция 16. Работа механизма боя и кукования заключается в освобождении механизма для начала движения колесной системы, ударов боя и кукования и их прекращения. Механизм боя действует в течение короткого времени после автоматического отпирания, которое производит стрелочный механизм. Для этого в трибе минутном позиция 13 закреплены два штифта. Вращаясь вместе с колесом, каждые полчаса штифты поочередно поднимают двуплечий рычаг рычага-включателя позиция 5.

При подъеме рычаг освобождает штифт колеса останова боя позиция 15 и колесо совершает короткий поворот, в конце которого штифт падает на носик рычага-включателя позиция 5. Когда минутная стрелка подойдет к цифре 12 или 6, штифт минутного триба освободит лежащий на нем двуплечий рычаг. Рычаг падая освобождает штифт колеса останова боя позиция 15 и приводит в действие механизм «кукушки».

Кукование производится следующим образом:
меха закрепленных голосов приводятся в движение поочередно, при помощи валиков с рычагами подъема левого и правого мехов позиция 8 и позиция 9, взаимодействующих со здездочкой колеса заводного сигнального механизма позиция 11. Фигура кукушки установлена на поворотном кронштейне кукушки со штифтом позиция 3, приводимом в действие от рычага-включателя позиция 5. При подъеме рычага-включателя в результате поворота кулачка позиция 16, кронштейн кукушки поворачивается и выдвигает кукушку в окно, одновременно открывая дверку. Левый мех при подъеме поднимает изогнутый хвост кукушки, в результате чего фигурка наклоняется. Чтобы кукушка могла куковать в точном соответствии с показанием стрелок часов, в механизме боя имеется счетный круг, соединенный со счетным колесом позиция 19 и вращаемым счетным трибом позиция 25, закрепленным на оси звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11.

На счетном круге имеются выступы неравной величины, размеры которых определяются количеством требуемых сигналов кукушки и боя. Счетный круг, поворачиваясь, подставляет очередную выемку под рычаг рычага-включателя позиция 5 который, опускаясь вместе с рычагом, стопорит колесо останова боя позиция 15 и все сигнальное устройство.

IV. Разборка гиревых часов с кукушкой

Разборка гиревых часов с кукушкой не представляет трудности. Разборка часов осуществляется в следующей последовательности:
4.1. Снять гири и маятник
4.2. Отвернуть две гайки минутной стрелки и снять стрелки
4.3. Снять крючок крепления птички к дверки панели.
4.4. Отвернуть шурупы от панели, снять корпус
4.5. Отвернуть механизм от панели
4.6. Отвернуть звуковые камеры от планок
4.7. Снять тяги
4.8. Разборка механизма осуществляется в обратном порядке сборки механизма

V. Сборка и регулировка гиревых часов с кукушкой

5.1. Сборка и регулировка механизма гиревых часов с кукушкой представлена в таблице 1.

Таблица 1
Технологический процесс сборки и регулировки механизма

Сборка механизма

Технические требования механизма

Оснастка
1. В платину переднюю позиция 1 вставить рычаг-включатель позиция 5, надеть муфту упорную на валик, конец валика вставить в отверстие рычага в проточку валика вставить шайбу (броши) позиция 32 и закрепить

Поставить колесо приводное позиция 10, колесо пятерочное с трибом позиция 17, колесо анкерное позиция 18, колесо заводное сигнального механизма позиция 11, колесо среднее с трибом и кулачком позиция 16 колесо останова боя позиция 15

Взять платину заднюю с кронштейном позиция одеть на колонки, цапфы трибов и валиков. Закрепить механизм гайками и проверить зацепление.
Зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11 должен быть расположен напротив ближней колонки (нижней, левой)



Срез на кулачке колеса среднего позиция 16 должен быть совмещен со срезом носика рычага-включателя позиция 5. Штифт колеса останова боя позиция 15 должен располагаться по диагонали, проведенной от верхней левой колонки к нижней правой

Плоскогубцы, гайковерт (гаечный ключ)

2. Отрегулировать осевые люфты, установить зазоры между рычагом включателя позиция 5, колесом останова боя позиция 15 и кулачком среднего колеса позиция 16

Наименьший допускаемый люфт – 0,2 мм; наибольший – 0,4 мм.
При выбранных люфтах рычаг-включатель не должен касаться колеса останова боя и кулачка среднего колеса.
Система зубчатых колес и трибов должна вращаться без заедания и срывов.
Заклинивание в зубчатых зацеплениях не допускается.

Плоскогубцы люфтовочные, плита латунная

3. Напрессовать триб счетный позиция 25 на валик заводного сигнального колеса позиция 11. Взять пружину рычагов боя и замыкания позиция 22, растянуть, один конец пружины зацепить за короткий штифт валика рычага-выключателя, а другой за верхнюю колонку с правой стороны механизма.

Длина пружины рычагов боя и замыкания должна быть 12,5 мм.

Пресс потанс ручной, плоскогубцы

4. Прокатать механизм

Колесная система должна иметь легкий скат

Станок для прокатки механизма

5. Поставить триб минутный позиция 13 на ось минутного колеса, подкладку пружины позиция 24 и колесо вексельное позиция 14 на валик приводного колеса позиция 10, колесо часовое с трубкой на трубку минутного триба позиция 13, шайбу вексельного колеса позиция 31 на валик приводного колеса.
Опустить вексельное колесо и вставить штифт конический позиция 34 в отверстие валика приводного колеса

Подкладка пружины позиция 24 должна обеспечивать вращение колес стрелочного механизма вместе с валиком приводного колеса

Потанс ручной, плоскогубцы

6. Взять валик скобочный со скобой и вилкой позиция 6 и ввести цапфы скобочного валика в отверстия глобанов платин, путем подгиба

Обеспечить осевой люфт скобочного валика 0,2–0,4 мм.

Плоскогубцы, щуп № 2 ГОСТ 882–75

7. Смазать цапфы валиков, трибов, скобу

Масло дозировать в каждую точку по 1 капле

Маслодозировка № 6, № 7, № 8, масленка

8. Поставить механизм перед собой и отрегулировать валик скобочный.
Отрегулировать скобу по охвату зубьев анкерного колеса позиция 18 и глубину зацепления, выправить вилку и пяточку вилки

Отклонение вилки от вертикальной оси вправо и влево должно быть одинаковым 20–25 мм.
Скоба должна охватывать 2,2 шага анкерного колеса

Плоскогубцы

9. Надеть колесо с кругом счетным позиция 19 на брошь задней платины

Штифт стопорного колеса должен быть в центре носика рычага-включателя.
Система зубчатых колес и трибов должна вращаться без заеданий и срывов.
Осевой люфт счетного узла от 0,09–0.2 мм.
Осевое биение колеса счетного допускается до 0,6 мм

Плоскогубцы

10. Вставить со стороны задней платины валик с рычагом подъема левого меха позиция 8 повернуть, вставить валик с рычагом подъема правого меха позиция 9, повернуть, вставить валик с молоточком механизма боя позиция 7 повернуть, закрепить один конец пружины на штифте задней платины (штифт загнуть), другой на рычаге боя

Допускаемый наименьший люфт молоточка боя 0,1 мм., наибольший — 0,5 мм. Штифт валика молоточка боя должен лежать на зубе звездочки колеса заводного сигнального механизма и рычаг молоточка должен находиться на подъеме. Спад штифта молоточка по эубьям звездочки должен быть плавным и проходить по середине зуба

Плоскогубцы

11. Отладить рычаги подъема мехов.
Согласовать работу молоточка с работой рычагов подъема мехов

Падение рычага подъема левого меха должно быть несколько раньше падения рычага подъема правого меха.
Падение молоточка должно быть после падения рычагов, добиваясь это за счет подгиба штифта валика рычага молоточка боя

Плоскогубцы, маслодозировка № 7, масленка, оправка для загибки штифтов.

12. Взять кронштейн кукушки со штифтом позиция 3. Верхний конец продеть в верхнюю планку, нижний конец вставить в отверстие нижней планки и планку обжать. Смазать опоры поворота кронштейна.

Проверить люфт между цапфой кронштейна и планкой нижней

Плоскогубцы, маслодозировка № 7, масленка

13. Ладка боя

а) Установить подъемное плечо рычага-включателя позиция 5 по середине высоты штифтов триба минутного позиция 13.
б) Установить зазоры между плечом отмыкания рычага-включателя позиция 5 колесом средним с трибом и кулачком позиция 16 (при выбранных люфтах, отмыкающее плечо не должно касаться среднего колеса или кулачка).
в) Вращая колесо вексельное позиция 14 установить штифт минутного триба позиция 3 посередине пятки подъемного плеча рычага-включателя позиция 5.
г) Подгибая короткий штифт рычага-включителя позиция 5, добиться того, чтобы штифт колеса останова боя позиция 15 сходил с носика рычага-замыкания позиция 5 и падал на носик отмыкающего плеча раньше, чем штифт минутного триба позиция 13 сойдет с пятки подъемного плеча рычага-включателя.
Штифт колеса останова боя позиция 15 должен находиться на носике отмыкающего плеча рычага-включателя позиция 5 (примерно на 2 мм от вершины носика).
При отсутствии этого путем подгиба отмыкающего плеча рычага-включателя установить правильное взаиморасположение штифта колеса останова боя и рычага-включателя
д) Подогнуть рычаг, расположенный над счетным кругом, рычага-включателя позиция 5 таким образом, чтобы он был расположен между колесом и кругом счетным позиция 19.
Носик рычага установить перпендикулярно плоскости круга счетного и при своем подъеме носик должен выходит за пределы окружности счетного круга или скользить по нему. Наименьший зазор между плоскостью носика рычага и краем паза счетного круга должен быть не менее 0,1 мм.
Если это условие не выполнено, то надо снять шайбу (броши), снять узел колеса с кругом счетным позиция 19 и посадить узел на ось, соблюдая зазор.
е) Отладить молоточек, подгибая штифт валика молоточка механизма боя позиция 7, добиться того, чтобы падение рычага, расположенного над счетным кругом и молоточка происходило неодновременно.
Если это не удастся сделать за счет штифта, то достигнуть этого можно за счет поворота звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11.

Плоскогубцы, оправка для загибки штифтов, отвертка, пинцет

14. Взять качалку и разогнуть ушки. Подвесить качалку на скобу качалки позиция 28 и закрепить.
Взять подвеску маятника и прикрепить, продев ее в петлю вилки позиция 21

Перекос качалки не допускается

VI. Возможные неисправности механизма и их устранение

6.1. В таблице 2 перечислены возможные неисправности механизма, способы их устранения.
6.2. Требования к отремонтированному механизму.
6.2.1. Средний суточный ход при нормальных условиях должен быть в пределах ±3 минуты в сутки.
6.2.2. Регулировка периода колебаний маятника (передвижением линзы по стержню) должна обеспечивать возможность изменения суточного хода часов не менее, чем на 10 минут.
6.2.3. Показания часовой и минутной стрелок должны быть согласованы между собой. При совмещении минутной стрелки с 12-часовой отметкой шкалы циферблата отклонение часовой стрелки от этой отметки не должно превышать половины минутного деления или угла 3° при отсутствии минутных делений.
6.2.4. Кукование и бой должны соответствовать показанию стрелок. Отклонение времени начала действия кукования и боя от показания стрелок не должно быть более 2 минут у часов первой категории и 1 минуты у часов высшей категории качества.
6.2.5. Звуки кукования и боя не должны издаваться одновременно.
6.2.6. Крепление механизма в корпусе должно быть прочным, исключающим его перемещение или качание при заводке

VII. Смазка механизма часов

Смазать цапфы валиков, трибов и скобу маслом часовым МЦ–3 или МЗП–6 по ГОСТ 7935–74. Масло дозировать в каждую точку по 1 капле маслодозировкой.

Таблица 2

Наименование возможных неисправностей

Вероятная причина неисправности

Устранение
неисправности

1. Ходовая часть механизма не работает

1) Неправильно установлены часы на стене




2) Загрязнение механизма, приводящие к значительному увеличению трения в колесной передаче и остнову механизма

3) Скоба валика скобочного со скобой и вилкой позиция 6 сработалась

1) Установить часы строго вертикально, чтобы подвеска маятника не касалась кромок отверстия в корпусе и добиться равномерного стука хода и одинаковых размахов маятника в обе стороны

1) Промыть детали и узлы механизма в бензине, смазать опорные поверхности маслом МЦ–3 ГОСТ 7935–74

1) Заменить валик скобочный со скобой и вилкой

1.2. Маятник совершает колебания не в одной плоскости (маятник должен совершать колебания в плоскости, параллельной задней крышке корпуса)

Качалка сильно сжата

Разжать скобку качалки

2. Не открывается дверка панели

1). Короткий штифт узла рычага-включателя позиция 5 опущен

1). Отверткой поднять короткий штифт рычага-выключателя немножко вверх

2.1. Не открывается дверка панели

1). Короткий штифт узла рычага-включателя позиция 5 опущен

1). Отверткой поднять короткий штифт рычага-выключателя немножко вверх

2.1. Большая подготовка (рано открывается дверка панели)

1). Короткий штифт узла рычага-включателя позиция 5 поднят

1). Отверткой опустить короткий штифт рычага-выключателя немножко вниз

2.2. Колеблется дверка панели

1). Приподнят рычаг над счетным кругом (плечо счета)

1). Отверткой прижать рычаг над счетным кругом

2.3. Неплотно закрывается или не закрывается дверка панели

1). Хвост кукушки соскочил с верхней подвижной плоскости левой звуковой камеры

2). Ослабла пружина кукушки позиция 23

1). Хвост кукушки вывести на поверхность голоса и слегка потянуть влево

2). Усилить пинцетом пружину кукушки путем смещения на 1–2 оборота

2.4. Мало открывается дверка панели

1). Неплотное соединение длинного штифта узла рычага-включателя позиция 5 со штифтом кронштейна кукушки позиция 3

1). Подогнуть плоскогубцами внутрь длинный штифт узла рычага-включателя.

2). Оправкой для загибки штифтов отогнуть штифт кронштейна кукушки со штифтом на себя

3. Кукование не прекращается

1). Неправильно установлено колесо останова боя позиция 15.


2). Носик рычага-включателя позиция 5 не совпадает со штифтом колеса останова боя позиция 15.


3). Длинный штифт узла рычага-включателя позиция 5 запал за штифт кронштейна кукушки со штифтом позиция 3

1). Установить колесо останова боя согласно техническим требованиям процесса сборки механизма таблица 1

1). Сиять шайбу (броши) с счетного круга, снять счетный круг позиция 19 и подгибом совместить штифт колеса останова боя с носиком рычага-включателя

1). Вывести длинный штифт узла рычага-включателя за штифт кронштейна кукушки.
Поправить пружину кукушки позиция 23

4. Несработка боя и кукушки на получасах или на часах

1). Погнут штифт позиция 24 триба минутного позиция 13

2). Отсутствует штифт позиция 34 триба минутного позиция 13

1). Подогнуть штифт триба минутного перпендикулярно плоскости колеса

1). Заменить триб минутный

5. Нарушение соответствия боя и кукования показанию стрелок

1). Несоответствие показаний на счетном круге и показаний стрелок

1). Снять гирю боя (правую) и перевести стрелки так, чтобы часовая стрелка встала против цифры, соответствующей количеству поданных сигналов, а минутная стрелка на несколько минутных делений за цифрой «12».
После регулировки повесить гирю на место.

5.1. Нарушение очередности числа кукований

1). Неправильный зазор между рычагом узла рычага-включателя позиция 5 и зубьями счетного круга колеса с кругом счетным позиция 19

1). Снять шайбу (броши) и установить колесо с кругом счетным так, чтобы зуб счетного круга находился около рычага с зазором наименьшим 0,1 мм
2). Допускается подогнуть носик плеча счета рычага-включателя

5.2. Среди полных, четких кукований не прослушивается одно кукование

1). Погнут зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11

2). Сломан зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11

1). Выправить оправкой для загибки штифтов зуб звездочки перпендикулярно плоскости колеса

1). Заменить колесо заводное сигнального механизма

6. Система кукования и боя не работает

1). 1) Сильно натянута пружина рычагов боя и замыкания позиция 22

2). Сильно натянута пружина кукования позиция 23


3). Сильно натянута пружина молоточка механизма боя позиция 7

4). За счет большого люфта минутной стрелки штифт позиция 34 триба минутного позиция 13 не поднимает рычаг узла рычага-включателя позиция 5

5). Погнут рычаг узла рычага-включателя позиция 5 в сторону платины

6). Высоко поднимается мех голоса


7). Погнутый зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11 упирается в кулачок колеса среднего с трибом позиция 16

1). Ослабить пружину


1). Ослабить пружину


1). Ослабить пружину


1). Уменьшить люфт минутной стрелки




1). Распрямить рычаг так, чтобы он был параллелен платине

1). Погнуть немного вниз рычаг валика подъема левого или правого меха позиция 8 и позиция 9

1). Выправить оправкой для загибки штифтов зуб звездочки перпендикулярно плоскости колеса

7. Слабое звучание одного из голосов

1). «Ослаб» голос




2). Мало поднимается мех голоса

1). Отвернуть винты крепления голосов, снять их тяги и вынуть голоса из корпуса.
Прочищая звуковую щель мехов, добиться нужного тона

1). Подогнуть рычаг валика подъема левого или правого меха позиция 8 и позиция 9 вниз — при слабом звучании, вверх — если звук дребезжащий

2). Заменить голос

8. Не прослушиваются удары боя

1). Молоточек механизма боя позиция 7 при ударе не достает до спирали боя

1). Подогнуть рычаг молоточка, отрегулировать бой часов

8.1. Слабые удары боя

1). Ослабла пружина молоточка механизма боя позиция 7

1). Подогнуть пружину молоточка механизма боя

8.2. Резкие удары боя

1). Молоточек механизма боя позиция 7 находится близко к спирали боя

1). Подогнуть рычаг молоточка вверх, отрегулировать бой часов

Сердобская типография заказ 10389 тираж 1500 экземпляров

Стоит добавит, что правильнее, «ку-ку-бом» или «бом ку-ку». Из разговора со сборщицей цеха № 4, выяснилось, для завода, для ОТК, принципиальной разницы в этом не было. Но, все же с эстетической точки зрения, считается более правильным сперва «бом», а уж потом «ку-ку».

 


назадътитулъдалѣе