в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»


Циферблаты печатной жести фабрики В. Бонакер
Попытки атрибуции авторства воспроизведенных живописных оригиналов

Введение техники хромолитографии на металле в производственный процесс отдельных российских мануфактур во второй половине XIX века способствовало появлению массовой тиражированной продукции из жести. Использование ярких, устойчивых цветовых красителей открывало не только дополнительные возможности декорирования, но и новые сферы его применения. К началу XX века лидирующие позиции среди производств данной отрасли занимала московская фабрика В. В. Бонакера. Приоритетным направлением ее деятельности являлось изготовление икон, отпечатанных по «металлу, луженному с обеих сторон оловом, красками высокого качества». Уровень исполнения печатных икон фабрики Бонакера неоднократно отмечался на Всероссийских промышленных выставках. Также из печатной жести изготавливалась продукция утилитарного назначения: упаковочные коробки разных форм для чая и кондитерских изделий.
Менее известным сегментом продукции фабрики В. Бонакера были циферблаты для настенных часов с простым механизмом, которыми славились артели Москвы и Подмосковья. На фигурных металлических пластинах печатали красочные композиции с изображением сцен крестьянского чаепития, «зимних» и «летних» конных троек — мотивы традиционные, встречающиеся и в лаковой росписи этого времени, например, в оформлении изделий мануфактуры Вишнякова. Для декоративного оформления циферблатов нередко выбирали композиции из русской живописи конца XIX – начала XX веков. Подобные экземпляры с репродукциями картин, отпечатанными на металлической пластине, представляют особый интерес в контексте возможной атрибуции изображенных на них произведений. В данном докладе рассмотрено несколько циферблатов мануфактуры В. В. Бонакера из частного петербургского собрания, описание и изображение которых публикуются впервые.
Настенные часы-ходики — замечательное явление в истории отечественного производства середины XIX – начала XX веков, связанное на раннем этапе с деятельностью производств Москвы и артелей Звенигородского, Волоколамского уездов Московской губернии. Механизмы таких часов без боя, приводимые в действие единственной, постепенно опускающейся на цепи гирей — были просты и надежны, деревянные корпуса-скамеечки неприхотливы в исполнении, а циферблаты печатной жести — декоративны и привлекательны. Перечисленные преимущества в сочетании с низкой стоимостью способствовали чрезвычайной популярности ходиков, «ходунцов», у городских и сельских жителей, вследствие чего данный тип часов справедливо может быть назван «народным».
Общественное признание нередко подкреплялось и государственным в виде медалей, которыми награждались отдельные часовые мастерские — экспоненты престижных кустарно-промышленных, ремесленных выставок. Изображение полученных наград непременно помещалось на средней части кадранов — пластин с отпечатанными цифровыми делениями, которые часовые мастера закупали у производителей жестяных изделий и набивали гвоздиками к деревянному корпусу.
На протяжении почти двух десятилетий ведущим поставщиком жестяных циферблатов для часов-ходиков являлась фабрика «московского I гильдии купца», выходца из Пруссии Виллибальда Вильгельмовича Бонакера. Мануфактурное производство, начатое им в 1890 году, размещалось на восточной окраине Москвы в промышленном районе Благуша. Склад предприятия — в центральной части города, напротив собора Святого Василия Блаженного по адресу Средние торговые ряды 22, где покупатели могли заказать и приобрести упаковку для кондитерских изделий, вывески, жетоны из жести и даже сапожную ваксу.

циферблат фабрики А. Дмитриева, память о коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в 1896 году
циферблат фабрики А. Дмитриева, память о коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в 1896 году; циферблат на тему картины «В поход. Проводы казаков»

И. С. Галкин, двойной коронационный портрет, 1896 год; Н. К. Пимоненко, «В поход», 1902 год

Особую известность имя фабриканта В. Бонакера приобрело в связи с изготовлением икон, отпечатанных по «металлу, луженному с обеих сторон оловом». Представленные им в 1904 году на Первой Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари в Санкт-Петербурге «иконы, печатные по металлу и дереву», а также «киоты металлические и деревянные, <...> церковные свечи и лампады» были удостоены Золотой медали с пометкой «за очень хорошую художественную работу и доступность цен». Технологическим усовершенствованием процесса изготовления печатной жести на благушенской фабрике стало применение «трехкрасочной системы», при которой, на основе закупаемых в Германии пигментов красного, голубого и желтого цветов, получали «все возможные краски и оттенки». Благодаря свойствам красящих лаков, полученных в результате затирания высококачественных пигментов с литографской льняной олифой печатная жесть В. Бонакера даже по прошествии более чем ста лет, поражает яркостью цвета.
Художественно оформленные циферблаты для часов-ходиков составляли один из наименьших сегментов продукции мануфактуры. Тем ценнее для исследователей дошедшие до настоящего времени экземпляры, представленные в редких музейных и частных собраниях.
Циферблаты встречаются как в изначальной комплектации часов-«ходунцов», так и в виде отдельных пластин печатной жести, о прежнем назначении которых свидетельствуют сквозные отверстия от гвоздиков и наименование часовой мастерской или фабрики. Так, на циферблат от утраченных часов-ходиков «Алексея Дмитриева с сыновьями», из частного петербургского собрания, отпечатаны изображения аверса и реверса медалей Ремесленной выставки в Москве 1885 года и Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 года.
Часовые мастерские Алексея Дмитриевича Дмитриева и его сыновей — Алексея и Павла — располагались в Москве и специализировались на сборке настенных часов без боя, детали и корпуса для которых приобретались ими на стороне. Представленный в собрании циферблат изготовлен на мануфактуре В. Бонакера, о чем свидетельствует надпись по нижнему ранту. Официальные портреты монаршей четы, помещенные над диском с римской индикацией, указывают на датировку циферблата, выпущенного мануфактурой в память о коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в 1896 году. Оригиналом для данных изображений, вероятно, послужил двойной коронационный портрет работы петербургского художника Ильи Савича Галкина, 1860–1915, тиражированный в виде хромолитографий на бумаге не только в Российской империи, но и за ее пределами.
Узнаваемость художественного произведения, отпечатанного на жести, являлась важным критерием при выборе заготовки кадрана представителями часовых мастерских, ориентированных на покупателя из народа. Принимая во внимание это обстоятельство, фабрика В. Бонакера печатала на жести общеизвестные работы русских художников второй половины XIX века. Образцы оформленных таким образом кадранов интересны в контексте атрибуции живописного оригинала и его специфического восприятия в качестве декора такого утилитарного предмета как часовой циферблат.
Популяризации произведений русской живописи среди населения во многом способствовала издательская деятельность благотворительных организаций Российской империи. Эту просветительскую миссию несли в города и села открытые письма, издаваемые в пользу Общины Святой Евгении при Комитете попечения о сестрах милосердия Красного креста.
Например, открытое письмо с репродукцией картины «В поход», /«Поводы казаков»/, русско-украинского живописца, участника Товарищества передвижных художественных выставок Николая Корнильевича Пимоненко, 1862 – 1912 годы. После появления в 1902 году эта лиричная жанровая сцена неоднократно воспроизводилась на жестяных кадранах В. Бонакера, при этом общий живописный строй, глубина, многоплановость композиции оригинала передавались при печати с предельной точностью, а охристый фон, орнамент «русском стиле» и имитация позолоты — обод циферблата, обрамление плстины — придавали кадрану особую декоративность.


циферблат на тему картины «Игра в бабки»; циферблат на тему «зимняя тройка»

В. Е. Маковский «Игра в бабки», 1870 год;

Хромолитографии живописных произведений появлялись и на открытых письмах благотворительного Петергофского Общества вспомоществования бедным, находившегося под августейшим покровительством императрицы Александры Федоровны. В частности, известно воспроизведение картины Владимира Егоровича Маковского, 1846 – 1820 годы, «Игра в бабки», на которой изображены увлеченные забавой крестьянские дети. Привлекающая непосредственностью образов композиция также воспроизводилась на жести. Комплектные часы-ходики с циферблатом этого образца можно встретить с клеймом московской фабрики Б. Рейнина, на которой в 1911 году при производстве настенных часов без боя впервые были задействованы «машины», заменившие труд на токарных станках.
В петербургской частной коллекции хранится кадран с воспроизведением той же картины, но без клейма какой-либо часовой мастерской или фабрики, а также без отверстий от гвоздей, что позволяет отнести данный экземпляр к заготовкам фабрики В. В. Бонакера, никогда не использовавшимся по назначению. Отпечатанный диск циферблата с четкими делениями занимает значительную часть поверхности пластины, в верхней закругленной части которой помещена композиция В. Е. Маковского. Угловые сегменты заполнены изображениями собранных в букеты полевых цветов идентичного рисунка, эскизы которых, вероятно, были подготовлены непосредственно на мануфактуре.
К сожалению, имена художников, принимавших непосредственное участие в разработке художественного оформления изделий благушенской фабрики, общий штат которой составлял несколько сотен человек, на сегодняшний день не известны. Отпечатанные по их эскизам орнаменты, цветы и другие элементы дополняли основное изображение, которое, впрочем, не всегда было связано с творчеством признанного живописца.
Среди отпечатанных на фабрике В. Бонакера циферблатов есть замечательные образцы, в оформлении которых центральная композиция и декоративные детали связаны единой стилистикой, выдающей руку одного художника. Эти экземпляры отличаются народной тематикой изображений: «Демьянова уха», «летние» и «зимние» конные тройки, чаепитие крестьян и другие сцены, также характерные для подмосковной лаковой миниатюры начала XX века. Многоцветная печать с использованием краски «под золото» превращала жестяную пластину в нарядный циферблат настенных часов-ходиков, которые становились украшением крестьянского быта.
Приведенные в данной публикации примеры маркированы «В. Бонакер. Москва» и соответственно произведены до переименования мануфактуры в «Акционерное Общество В. Бонакер» в 1911 году вследствие ее объединения с жестянолудильным заводом статского советника Федора Юльевича Левинсон-Лессинга и присоединения земельного участка мещанина Виктора Карловича Кемница, который стал основным учредителем предприятия. В указателе фабрик и заводов Москвы за 1916 год «Московское Акционерное Общество металлических изделий» значится с пометкой «бывшее В. Бонакер».

Ольга Владимировна Плотникова
Проблемы атрибуции произведений искусства
Всероссийская научная конференция
сборник материалов, 2022 год
Библиография
1. Бирман С. М. Литографская печать по жести. Л.: Гизлегпром, 1932
2. Борзых В. И. Фирмы изготовители страховых досок // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, № 105, апрель 2013, стр. 74
3. В память священного коронования Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Федоровны 14 мая 1896 года. Со множеством иллюстраций лучших художников, ч. 1-2, СПб.: Г. Гоппе, 1896
4. Каталог Первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. СПб.: тип. Альтшулера, 1904
5. Каталог фабрики администрации В. Бонакер в Москве. М.: 1900
6. Курская А. С. Производство часов в Москве и Московской губернии. М.: Семинарий по полит. экономии при Моск. высш. женских курсах, 1914
7. Мельникова О. Н. Из истории часов в России. XVIII — начало XX века. М.: Исторический музей, 2016
8. Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. 1-е издание. М.: тип. Эдуарда Гоппе, 1896
9. Русский стиль. Стиль жизни и стиль искусства / авт.-сост.: Л. А. Кирикова, М. Л. Макогонова, СПб.: ГМИ СПб, 2012
10. Список фабрик и заводов г. Москвы и Московской губернии / Сост. фабрич. инспекторами Моск. губ. по данным 1916 г. М.: тип. А. И. Мамонтова, 1916
11. Список фабрик и заводов Российской Империи: Сост. по офиц. сведениям Отд. пром-сти М-ва торговли и пром-сти под ред. В. Е. Варзара. СПб.: тип. В. Ф. ^Рш" баума, 1912
12. Торгово-промышленная адресная книга города Москвы / под ред. С К. Архангельского. М.: П. К. Прянишников, 1894
13. Указатель Всероссийской кустарно-промышленной выставки, СПб, 1902
14. Устав Акционерного общества В. Бонакеръ, СПб, 1911
15. Фокина Т. А. Часы мастеров и предприятий России XVIII – начала XX века из собрания Политехнического музея, М.: НИК, 2007
______________________________
*   кадран — плоская поверхность предмета с нанесенными на нем часовыми делениями, орнаментированная панель
устаревшее: циферблат

 


назадътитулъ далѣе