в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»


Бандитизм в Саратовской губернии

Пролетарская революция в России свергла экономическое и политическое господство крупной буржуазии. Буржуазия мобилизовала все силы и оставшиеся средства на свержение Советской власти. Ей помогал и иностранный капитал, не менее заинтересованный в подавлении русской революции.

Мелкая буржуазия мало верила в силы и прочность власти трудящихся. Одна часть ее перешла на служение капитала, а другая долгое время колебалась в вопросе «с кем и куда идти». Идейным вдохновителем мелко-буржуазного настроения явилась партия социалистов-революционеров, возглавлявшая все контр-революционные действия против Советской власти.

Вокруг руководящих центров эс-эров организовывались банды белой, гвардии, которым ставилась задача подорвать силы Республики изнутри.

В 1920–1922 годах бандитское движение приняло угрожающие размеры в целом ряде губерний Республики. Это было самое тяжелое время для Советской власти, когда все силы и средства были сосредоточены на фронтах. Страна переживала застой в промышленности и сельском хозяйстве, а продовольственный кризис и разразившиеся эпидемии угрожали существованию власти.

В этом очерке читатель ознакомится с краткой историей нескольких банд, действовавших в Саратовской губернии.

I. Банда Антонова

В годы гражданской войны, Тамбовская губерния являлась главным штабом социалистов-революционеров. Там и сформировалась банда, командование над которой принял эс-эр Антонов. Эта банда представляла из себя довольно дисциплинированное ядро.

5 октября 1920 года антоновская банда впервые появилась в Пугачевской, Боцман-Ивановской, Красно-Коленской и других волостях Балашовского уезда. Советские и партийные организации в то время заняты были продовольственной работой и к борьбе с бандитизмом были не подготовлены. Банды зверски убили 23 коммуниста и 8 октября покинули пределы уезда.

Вторичное вторжение Антонова, в январе 1921 года приостановило всю работу в организациях. Все силы были брошены на охрану ссыпных пунктов, совхозов, коммун и на организацию вооруженных отрядов. К этому времени банда насчитывала до 9000 человек. Пополнение ее прошло, главным образом, за счет дезертиров.

Нашествие банд в начале февраля заставило массу организаций уезда уйти в подполье и эвакуироваться в ближайшие б??? пункты, сел Турки, Аркадак и другие. Население почти все было терроризировано и возмущено дрйствиями бандитов. Жестокость в расправе переходила все границы. Так, в деревне Ключах, Краснозвездинской волости, бандиты сожгли живыми трех продагентов.

Нападению банды подвергался и Сердобский уезд, где Антонов оперировал около трех месяцев. Он два раза занимал Ртищево, подходил близко к Сердобску и прошел через села: Бакуры, Байку, Зеленовку, Caлтыковку, Новую-Студеновку, Полянщину и другие. И захвачено много хлеба, убито до 75 партийных и советских работников и прерваны работы по созыву беспартийных крестьянских конференций.

Деятельность банды по приходе в село, обычно начиналась с созыва населения на митинг, где чаще выступал сам Антонов и его агитаторы. Они требовали свержения Советской власти, уничтожения коммунистов, комиссаров и немедленного созыва Учредительного собрания, которое бы и выразило «волю всего народа» в вопросе об организации формы правления. Те же самые идеи, несомненно, чисто эс-эровского направления, резко подмечались и в разбрасываемых ими прокламациях.

Кроме этого, Антонов, с помощью Местных эс-эров, организовал штат шпионов, иногда проникавших и в партийные организации. В обязанности шпионов входило: 1) собирать сведения о настроении крестьянства, 2) узнавать число дезертиров, 3) доставать сведения о состоянии вооружения отрядов Особого Назначения и Милиции, 4) вербовать население в банду и 5) составлять списки коммунистов и ответственных советских работников.

Деятельность Антонова сосредоточивалась среди демобилизованных красноармейцев и крестьянства, где он надеялся использовать недовольство продразверсткой и усталость от гражданской войны.

Но затасканные эс-эровские идеи, потерпевшие полное поражение среди крестьянства еще до октябрьской революции и предательская работа эс-эров при Временном Правительстве, а также отвратительные действия банды, не оправдали надежд буржуазии. Вскоре колебавшееся крестьянство окончательно встало на защиту Советской власти.

II. Банда Вакулина-Попова

Значительных сил и средств в борьбе требовола и другая крупная банда, побывавшая почти во всех уездах Саратовской губернии. Она была организована в слободе Михайловке, Усть-Медведевского округа, Донской области, Кириллом Вакулиным. Формальной причиной восстания явилось недовольство продразверсткой, выполнение которой было необходимо для того, чтобы накормить армию и спасти Республику от контр-революции.

Перед тем как поднять восстание, Вакулин собирал митинги и распространял прокламации, в которых призывал к свержению коммунистов и уничтожению продразверстки. Впоследствии, осмелев в своих действиях, он требовал свержения Советской власти и организации вместо нее правительства из представителей разных партий.

17 декабря 1920 года Вакулин, с группой в 80 человек из караульного баталиона, состоявшего из дезертиров, поднял открытое восстание, забрал в местном финотделе все деньги и опустошил до основания ссыпной пункт. Вся слобода Михайловка оказалась в руках банд.

Прошедшие части Красной армии заставили Вакулина оставить слободу и он направился в Сарататовскую губернию.

В начале января 1921 года он, переправившись через реку Медведицу, занял Лопуховскую, Красноярскую и другие волости Камышинского уезда. Перейдя в область Немцев Поволжья, Вакулин захватил богатые запасы хлеба и пополнил свой отряд до 1500 человек. Этот успех дал возможность в феврале занять город Камышин, в чем ему оказали помощь местные контр-революционеры. После боя с частями, Красной армии, Вакулин покинул Камышин, захватив с собою довольно большое количество мануфактуры, около 700 пудов сахару и 30 человек. пленных, которых расстрелял за городом.

После этого Вакулин намеревался пробраться в Уральскую область, поднять восстание среди казачества и объявить Советской власти войну. По дороге, под хутором Водянка, 17 февраля 1921 года, он был убит в бою с отрядом красных курсантов. Командование бандой принял его заместитель Ф. Попов, донской казак, житель слободы Михайловки. Попов вернулся в Новоузенский уезд для пополнения своих продовольственных запасов, он занял села Куриловку, Орлов-Гай, Новорепное и другие, где встретил радушный прием со стороны кулачества, и местной интеллигенции.

А в селе Рахмановке его встретили с иконами b колокольным звоном, у дворов кулаков стояли покрытые столы с хлебом и солью. Ряд неудачных боев заставил его окончательно отказаться от похода в Уральскую область. Он до половодья переправился на правый берег Волги и 17 марта захватил город Хвалынск, произведя там выборы нового правления из местного кулачества. В конце апреля 1921 года Попев был окружен частями Красной армии. Банда была разбита, а сам Попов скрылся в лесах Донской области.

III. Банды Новоузенского уезда

В 1920–1922 годах Новоузенский уезд являлся гнездом бандитизма. Кроме пришедших банд Вакулина-Попова, в уезде оперировали банды местного происхождения. Борьба советских и партийных органов с бандитизмом затруднялась необъятным простором Новоузенских степей. Ликвидация банд в этом уезде затянулась на более долгое время.

В июле 1920 года на территории уезда появилась банда под командой Сапожкова. Требовались громадные усилия, чтобы отражать нападения этой банды. На помощь отрядам Особого Назначения уезда из Москвы был прислан 156-й Кавалерийский дивизион и в авгуете 1920 года банда Сапожкова была ликвидирована.

Для уезда особенно опасна была банда Серова, бывшего командиром отряда у Сапожкова. После ликвидации Сапожковской банды он скрылся в степях Сафаровской волости.

Имея на руках награбленное во время сапожковщины деньги, а также вооружение, Серов собрал вокруг себя противников Советской власти и весною 1921 года появился в Куриловской и Орлово-Гайской волостях Новоузенского уезда. Его агитационной работе оказывали большое содействие притаившиеся до этого времени лестные эс-эры и кулачество. Разрушительная деятельность банды заставила Новоузенский УИК начать мирные переговоры. Серов не соглашался на предлагаемые условия и перенес свою деятельность в уральскую область.

Бандит Серов
Бандит Серов

К этому времени в степях Уральской области бродило несколько бандитских отрядов, организованных также бывшими сапожковцами. Отряды примкнули к Серову и назвались «группой восставших войск воли народа». Во главе группы стоял «Реввоенсовет Пяти», составленный из руководителей отдельных банд. Серов был назначен главным командиром всей объединенной банды.

Увеличенный состав банды требовал пополнения продовольствием и вооружением. С этой целью, Серовым был взят город Пугачев, где бандиты взяли много муки и разного рода товаров. В поселке Тополи он надеялся пополнить численно состав банды, для чего издал прикз о принудительной мобилизации мужского населения до 40 лет. Всего было мобилизовано до 400 человек.

Неудачные походы на город Калмыков, станицу Шипово и другие разложили морально банду. Сам Серов, по воспоминаниям одного из участников банды, «повел разгульную жизнь, пил самогонку, катался на тройке, устраивал безумные скачки».

В середине апреля 1922 года банда была захвачена врасплох спящей в киргизских кашарках в степи. Серов успел ускакать в степь.

IV. Отношение крестьянства к бандитизму

После краткого описания характера деятельности банд ясно, что бандитизм 1920–1922 годах являлся ни чем иным, как одной из разновидностей ожесточенной классовой борьбы в эпоху пролетарской революции. Руководящую роль в этом предприятии, несомненно, играла партия социал-революционеров. Движущими силами бандитизма была мелкая буржуазия, главным образом, кулачество, торговцы, духовенство и часть интеллигенции.

Банды первое время помимо кулачества находили себе поддержку и среди крестьян, недовольных продразверсткой, стеснением свободы в своей хозяйственной деятельности и уставших от гражданской войны.

Бандитизм жил и поддерживался только благодаря тому, что использовал временные, весьма тяжелые затруднения в положении страны, на почве чего создавались различные настроения и недоразумения ,среди крестьян. Но, убедившись в бессилии и неспособности бандитизма разрешить затруднения! крестянство встало на защиту Советской власти. Это настроение окончательно закрепило введение новой экономической политики.

Так, в селе Сластухе, Аткарского уезда, крестьяне, несмотря на угрозы бандитов, отказались делать мост через реку, а баландинские крестьяне выставляли по одному от каждого десятка дворов охрану к ссыпным пунктам и не дали грабить их. В некоторых волостях Дергачевского уезда, по приближении бандитов, все население целой волости, добровольно вооружившись кто чем может, выступило против банд, под руководством Волревкома.


Новоузенский уездный революционный комитет. 1921 год
Окунев, Менде, Холмогоров

V. Борьба с бандитизмом

Значительную тяжесть борьбы с бандитизмом вынесли на своих плечах партийно-комсомольски организации. Члены партии, комсомольцы, объединялись в отряды Особого Назначения. В помощь последний создавались добровольческие отряды, куда входили члены профсоюзов, демобилизованные красноармейцы и часть крестьянства.

Для руководства борьбой с бандитизмом, весной 1921 года были организованы Губернские Революционные Комитеты в Саратове, Уревкомы по уездным городам и Волревкомы в волостях. Эти комитеты являлись высшей властью в то время.

Губерния почти вся была объявлена на осадном положении. Присланные части Красной армии и полное сочувствие бедноты и среднего крестьянства дали возможность ликвидировать бандитизм безвозвратно весне 1922 года.

Е. Васина
Напечатано по постановлению Саратовского Государственного Областного Музея
5 июня 1928 года

Директор музея професор П. С. Рыков

 


назадътитулъдалѣе