в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»


Часы для летчиков, часы для фотокинокамеры


Фотострелок, фотопулемет, фотокинопулемет

Фотострелок фотографируют цель, расположенную в кольцевом прицеле, по положению цели относительно кольцевого прицела судят о меткости стрельбы, о допущенных воздушным стрелком ошибках.
Впервые фотострелок появился в Англии во время Первой мировой войны. Этот фотострелок системы Thorton-Pickard представлял собою не что иное, как обыкновенную фотографическую камеру, но приспособленную для установки как непосредственно на самолет, так и на турельный пулемет системы Lewis. Фотострелок точно фиксировал положение снимаемой, обстреливаемой цели относительно осевой прицельной линии в момент экспозиции, выстрела. Полученный таким образом снимок давал возможность судить о характере наводки в момент выстрела, помогал выработать у стрелка навык в умелом прицеливании в условиях воздушного боя.

Однако, фотострелок не мог полностью контролировать выполнение летчиком, летчиком-наблюдателем или воздушным стрелком стрелково-тренировочных упражнений, позволяя фиксировать только правильность наводки, давая в момент нажима только один снимок. Фотокинопулемет позволяет проследить за положением цели на протяжении всей длины очереди стрельбы, кроме того, благодаря наличию часов с секундной стрелкой, фиксирует на пленке время стрельбы.

Фотокинопулемет системы СЛП, конструкторов А. Я. Симановского, В. М. Лебедева и А. Н. Прокофьева, применяемый в ВВС РККА с середины 1930-х годов, по своим качествам стоит несравненно выше своих предшественников и по габариту, весу, тщательности отделки частей, компактности, совершенству и оригинальности механизмов превосходит лучшие заграничные образцы. Часы-секундомер, применяемый в фотопулемете системы СЛП, имеют часовой механизм не чувствительный к вибрациям самолета и температурным изменениям при полете.

Часы-секундомер
Часы-секундомер служат для фиксирования времени на каждом заснятом кадре. Крепятся к защитному стеклянному кольцу с внутренней стороны. Между уступом корпуса часов и стеклом прокладывается резиновое кольцо. С наружной стороны на стекло накладывается металлический диск, и корпус часов стягивается с металлическим диском тремя винтами. Защитное стеклянное кольцо помещено в металлическую оправу, которая крепится к передней стенке корпуса четырьмя винтами. Часы имеют: часовую стрелку, оканчивающуюся диском, минутную — треугольником и секундную — крестом. Все стрелки выступают из корпуса часов и видны сквозь защитное стеклянное кольцо, на кадре четки и хорошо видны. Часы-секундомер представляют собой обычные часы. Заводная головка часов выведена через крышку корпуса фотопулемета наружу и защищена колпачком. Часы в корпусе закреплены жестко, и вынимать их категорически запрещается. Установка согласованного времени условно по сигналу, экипажем самолета осуществляется для всех стрелок часового механизма.

Остается только предполагать, что за часовой механизм устанавливался в часы-секундомер для фотокинопулемета системы СЛП. Основными производителями часов на тот момент были 1-ый и 2-ой Государственные часовые заводы. Поэтому, наиболее вероятным представляется вариант «тип 1» модифицированный под центральную секундную стрелку.

Фотокинопулемет ПАУ-22
Часы в фотокинопулемете служат для фиксирования времени съемки цели. Изображение их циферблата фотографируется на каждом кадре пленки и располагается внизу сбоку основного поля кадра, несколько закрывая его. Часы имеют три стрелки — часовую, минутную и секундную. Все стрелки часов имеют ось вращения в центре циферблата.
В фотокинопулемет часы вставляются в специальной оправе. Оправа часов состоит из основания и кольца, которое закрепляет часы в основании. Часы в оправе для ПАУ-22 являются взаимозаменяемыми и позволяют перестановку от одного фотокинопулемета к другому. Доступ к часам совершенно свободен, так как оправа часов выступает из патрубкка кожуха.

Часы для летчиков, Beobachtungs-uhren, B-uhr

История создания данных часов известна многим коллекционерам и любителям, на сегодняшний момент — это классика.
Стандарт разработан Reichs-Luftfahrtministerium, RLM, во второй половине 30-х годов для летного состава воздушных сил. Большой размер 55 миллиметров, волосок баланса Breguet, антимагнитные, стоп-секунда, черный циферблат с белыми арабскими цифрами, люминесцентные стрелки, большая заводная головка и прочный очень длинный кожаный ремешок с двумя заклепками. На корпусе указан тип часов FL 23883:
FL — Fliegnummer — принадлежность к авиационному снаряжению
23 — обозначение навигационного прибора
883 — подтверждение сертификации часов Немецким исследовательским институтом авиации Deutsche Versuchsanstalt für Luftfahrt
Каждый экземпляр часов проверялся на соответствие обязательным требованиям, что подтверждалось прилагаемым сертификатом.

Информация на крышке корпуса:
Bauart — компания-производитель
Gerät-Nr — производственный номер часов
Werk-Nr — номер механизма
Anforderz — номер заказа
Hersteller — завод-изготовитель

Официально сертифицированные хронографы пилотов Люфтваффе производили часы четыре немецких компании:
A. Lange & Söhne
Laco — Lacher & Company/Durowe
Wempe — Chronometerwerke Hamburg
Stowa — Walter Storz
и одна швейцарская компания:
IWC.

Beobachter наблюдатель — B-uhr сокращенная аббревиатура Beobachtungs-uhren, часы воздушного наблюдателя. Разведчик-наблюдатель составлял план бомбардировки. Служили средством навигации при выполнении боевого задания, к дополнению к уже имевшимся в кабине компасу и альтиметру — высотомеру, этот высокоточный механический хронограф в полной мере соответствовал едиными требованиям и характеристикам Имперского министерства авиации. Диаметр корпуса в 55 мм, так как одевали B-Uhr поверх рукава летной куртки, соответственно, длинный ремешок; крупная заводная головка, позволяющая переводить время, не снимая перчаток; большие белые цифры и маркеры на черном фоне, покрытые радиоактивным светящимся составом — радием; функция стоп-секунда; возможность проверки хода по стандарту хронометра. Часы являлись собственностью летной дивизии, выдавались непосредственно перед полетом, после их сдавали. Точность выставлялась по хронометру авиабазы, авиабаза корректировала свои хронометры по Военно-морской обсерватории Deutsche Seewarte. При необходимости часы проходили регулировку с самыми высокими стандартами.

Фактически, часы представляли карманный хронометр, механизм которого вставлен в корпус наручных часов. Часы B-uhr легко узнаваемы по циферблату с внешней минутной шкалой, 5-минутными маркерами и большой минутной стрелкой, внутренним часовым кругом и короткой часовой стрелкой, Type B. Внешняя часовая шкала с минутными маркерами между основными часовыми, определяет Type A. В отличие от многих других карманных часов того времени, у B-uhr была центральная секундная стрелка. Увеличенная коронка позволяет заводить часы, не снимая перчаток, а большой кожаный ремешок позволял часы одевать поверх рукава летной куртки.

Фотопулемет или фотокинопулемт — автоматическая фото- или кинокамера, устанавливаемая на боевом самолете в качестве средства объективного контроля применения вооружения, как правило, стрелково-пушечного. Включение в работу фотокинопулемёта обычно синхронизировано с выключателями стрельбы (гашетками). Для использования при аэрофотосъемки разработаны специальные часы для фотокиноаппарата.

 


назадътитулъ далѣе