в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

Сердобский машиностроительный завод

Сердобский Машиностроительный завод

1940 год. Осенью нанесена разметка участка земли, вбиты колышки, натянута веревка в запланированное строительство в 1941 году паровозоремонтного завода. Строительство так и не начато в связи с началом Великой отечественной войны.

1947 год. 23 мая был заложен фундамент паровозоремонтного завода.

1953 год. В связи с нецелесообразностью строительства паровозостроительного завода, принято решение корпуса достраивать с учетом производства более нужной продукции. На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС принято решение «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР», где было указано на необходимость скорейшего подъема сельского хозяйства и его комплексной механизации. 14 октября 1953 года исполняющий обязанности Министра машиностроения П. И. Паршин подписал приказ № 876 о принятии Сердобского паровозоремонтного завода в состав Главсельмаша и организации на нем производства тракторных и автомобильных прицепов.

1954 год. Сдан в эксплуатацию машиностроительный завод. Первым директором назначен П. М. Резайкин (с 1953 по 1958 годы). В сентябре 1954 года выпущен первый тракторный прицеп-самосвал «ПТС-3,5» грузоподъемностью 3,5 тонны. За 10 лет их было изготовлено более 140 тысячи штук. Наиболее современным и популярным являлся прицеп «ПТС-4М» модель 785А. Он был лучшем в стране, за что получил в 1965 году на международной выставке сельхозтехники Диплом Всесоюзной промышленной палаты.

Сердобский машиностроительный завод. Строительство первых цехов
Строительство первых цехов
Сердобский машиностроительный завод. Строительство первых цехов

1955 год. Наряду с производством тракторных прицепов параллельно начато производство низкорамных автомобильных прицепов для нужд Министерства обороны СССР. Прицепная техника СМЗ нашла широкий спрос не только в регионах Союза, но и поставлялась в 19 зарубежных стран.

Сердобский машиностроительный завод. Ручная сборка прицепов Сердобский машиностроительный завод. Ручная сборка прицепов
Сердобский машиностроительный завод. Ручная сборка прицепов
1963 год. Открылась новая страница в истории завода. Предприятие впервые в истории отечественного машиностроения освоило массовое производство штампо-сварных картеров ведущих мостов для автомашин марки ЗИЛ. Работа завода по увеличению производства, расширению ассортимента и улучшению качества продукции отмечена медалями и дипломами ВДНХ. Технические разработки заводских инженеров имеют государственные патенты на изобретения, закупленные рядом зарубежных стран. Директором завода назначен И. Н. Чирков /с 1967 по 1983 годы/.

1969 год. Сердобский машиностроительный завод слился с Московским автомобильным заводом имени И. А. Лихачева.

На основании Постановления Совета Министров СССР от 06 февраля 1969 года № 110 «О мерах по ускорению завода в действие мощностей по выпуску грузовых автомобилей на Московском заводе имени И. А. Лихачева» произведена реконструкция завода. Предусматривается выпуск картеров ведущих мостов в общем количестве — 486 тысяч штук и новых автомобильных прицепов 2-ПН-2М СМЗ-8326 — 20 тысяч штук.

1975 год. Сердобский Машиностроительный завод, СМЗ — одно из крупнейших предприятий города и области с передовой культурой производства. Благодаря этому завод становится равноправным предприятием в числе 16 филиалов России и Украины, входящие в объединение Московского завода имени И. А. Лихачева.

Завод занимает территорию в 55 гектар, производственные площади составляют 146 тысяч квадратных метров, общее количество оборудования — 1980 единиц, в том числе технологического — 1528 единиц. На предприятии действует 26 автоматических линий, 14 поточных и поточно-механизированных линий, около 8 тысяч погонных метров подвесных, напольных и стружно-уборочных конвейеров, 6 робототехнических комплексов. Внедрены три автоматические сварочные линии: по производству картеров ЗИЛ-130Г и ЗИЛ-133Г1 и две автоматические линии ЛА-26 для приварки рычагов и опор к балке картера заднего моста ЗИЛ-131, не имеющие аналогов в стране.

Сердобский машиностроительный завод

Предприятия уделяет большое внимание решению социальных проблем. Увеличено строительство жилья в двух микрорайонах города. Работает детский сад. Создан заводской музей и клуб. Строится помещение столовой-ресторана по улице Гагарина. Заводской физкультурно-оздоровительный комплекс ежедневно открыт для работников завода. Открыта поликлиника и работает больница. Заводская база отдыха «Зори Хопра» на живописном берегу самой чистой европейской реки Хопер является любимым местом отдыха не только заводчан, но жителей и гостей города.

Труд машиностроителей отмечался высокими правительственными наградами, В. Н. Журавлев стал первым в области полным кавалером Ордена Трудовой славы, в числе удостоенных звания «Заслуженный машиностроитель РСФСР» директор И. Н. Чирков, cреди передовиков и ветеранов завода отмечены И. Ф. Курбатов, С. И. Черкасов, Г. В. Боровиков, В. Н. Мурграф, Н. А. Гладков, Д. С. Федин, Е. С. Кармишина, Е. А. Крикунова и другие.

11 апреля 1961 года приказом Совнархоза за № 188 для подготовки специалистов без отрыва от производства создан Сердобский вечерний машиностроительный техникум. Под учебные классы отведены подвальные помещения в трех жилых домах, расположенных по улице Гагарина, занятия проводятся вечером. Педагогический коллектив сложился из специалистов-практиков, которые помогали создать материальную базу, разработали учебные пособия и передавали свой опыт и знания первым студентам техникума. Первым директором Машиностроительного техникума стал Симонов Петр Павлович. Первыми преподавателями были Полубояров Петр Ефимович, Евзерова Ольга Константиновна, Желудкова Елизавета Игнатьевна, Ткач Абрам Романович, Щенникова Елена Афанасьевна, Воронкова Нина Яковлевна.
В 1962 году директором учебного заведения назначена Чиркова Галина Васильевна.

Прицепы — в 21 страну

Автомобильные и тракторные прицепы, изготовляемые Сердобским машиностроительным заводом, завоевали широкую популярность безотказной работой при любых погодных условиях, высокими эксплуатационными качествами и простотой обслуживания. На ВДНХ в 1968 года прицеп 2-ПТС-4М был удостоен диплома I степени.
Сердобские прицепы стали известны и за границей. Если в 1968 году в семнадцать стран мира было отправлено 553 тракторных и 51 автомобильный прицеп, то в 1969 году в 21 страну ушло 796 прицепов. Еще больше производится их на экспорт в юбилейном году: только за 9 месяцев отправлено 682 прицепа. Среди них и такие, которые приспособлены к эксплуатации в тропических условиях.

Н. Бульин
12 ноября 1970 года

В 1990-х годах на заводе приложены усилия к тому, чтобы не допустить сокращения выпуска основной продукции — картеров ведущих мостов к автомобилям ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-133, ЗИЛ-130Г, а также к дизельным автомобилям, сборки прицепов к автомобилям ГАЗ-51, УРАЛ-375Д, ЗИЛ-131. За короткий срок освоено несколько новых видов продукции: изготовление деталей и сборка задних мостов к автомобилям ЗИЛ-431410, передних мостов к автопогрузчикам Львовского завода, картеров ведущих мостов к перспективным тягачам ЗИЛ. Специалисты завода разработали и изготовили опытные партии автопогрузчика грузоподъемностью 3,2 тонны, самосвалов грузоподъемностью 7 тонн. Довольно широк ассортимент товаров народного потребления: прицепы к легковому автомобилю, кухонные гарнитуры и другое. Выпуск продукции значительно возрос за предыдущие годы.


 


назадътитулъдалѣе