в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»



Дизайн как способ сохранения среды малого исторического города Сердобск

Аннотация
Малые исторические города, обладающие историко-культурным потенциалом, нуждаются в защите и сохранении архитектурно-пространственных и художественных качеств исторической среды. Современная среда малого исторического города зачастую не отвечает требованиям современной жизни, что снижает ее функциональную и эстетическую нагрузку. Как следствие, возникает проблема конфликтного взаимодействия исторически-сложившейся застройки и новых современных построек и элементов среды. Решить данную проблему возможно при помощи элементов дизайна. Городской дизайн способствует формированию ценностной картины мира, поддерживает традиции, формирует новые тенденции, создает комфорт и уют, придает городской жизни стабильность и делает ее более динамичной.

Актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение малых исторических городов. Малые провинциальные исторические города обладают значительным историко-культурным потенциалом и являются интереснейшим объектом исследования в области архитектуры и дизайна с целью регенерации архитектурно-пространственных и художественных качеств исторической среды и интеграции сохранившегося наследия в жизнь современного города.

На протяжении развития архитектурно-художественного образа городов всегда существовала проблема противоречия старого и нового, проблема соответствия исторически-сложившейся городской среды запросам современной жизни.

Дизайн городской среды выступает в роли посредника между исторически-сложившейся городской средой и запросами современной жизни, решая, в силу своей динамичности, проблему взаимоотношений между этими явлениями. Его определение на сегодняшний день сложилось как комплексное формирование предметно-пространственной среды, путем создания с помощью особых художественных и технических решений элементов наполнения городского пространства на базе градостроительных решений в сочетании с архитектурой и ландшафтом. Городской дизайн предполагает формирование элементов среды не только с точки зрения пользы и эстетических качеств, но и с точки зрения процесса функционирования. Кроме того, задачи городского дизайна формулируются в зависимости от уровня градостроительного рассмотрения, от архитектурно-ландшафтных комплексов города до интерьерных городских пространств.

В современных условиях развития центров малых исторических городов, когда вопросы преобразования городской среды опираются на современные инженерные и социальные требования, возникают проблемы: с одной стороны, сохранения исторических средовых ценностей, с другой — приобретения новых средовых качеств, соответствующих современному пониманию комфорта. Создание ощущения комфорта, безопасности и доброжелательности, радости бытия является одной из важных функций и задач городского дизайна. Одной из проблем городской среды малого города является наличие неосвоенных, неиспользуемых или заброшенных пространств. Объекты дизайна способны ревитализировать его и предусмотреть либо временное, либо постоянное использование.

Гармоничный городской дизайн играет важную роль в частной жизни человека. Дизайн может стать не только эстетически предметным выражением духовной и материальной жизни человека, но и инструментом управления и контроля над обществом. Он способствует формированию ценностной картины мира, поддерживает традиции, формирует новые тенденции, создает комфорт и уют, придает городской жизни стабильность и делает ее более динамичной. Далеко не всегда горожанин отдает себе отчет в том, насколько его жизнедеятельность, времяпрепровождение, стиль жизни, в городской среде зависит от объектов дизайна и насколько они определяют облик и образ города.

Современную среду многих малых исторических городов можно назвать дискомфортной и дисгармоничной. Такие характеристики обосновываются явно выраженными признаками разрушения средовых качеств. Изучение исторического центра Сердобска позволило сформулировать основные проблемы, часть которых можно решить или нивелировать средствами дизайна, используется предпроектный исследовательский материал работы, выполненной на кафедре «Дизайн» ПГУАС — «Дизайн среды гостевых маршрутов города Сердобска Пензенской области»:
• утрата архитектурно-ландшафтных качеств, видовых точек, панорам
• несоответствие масштабов новой и сложившейся городской среды исторического центра, например, включение неэстетичных, в большинстве случаев типовых зданий в застройку центра
• несоответствие реальных размеров и визуальных качеств городских площадей и улиц их функциональному использованию, крупные, несоразмерные с масштабом окружающей застройки, неиспользуемые площади при современных административных и общественных зданиях
• отсутствие благоустроенных улиц — разрушенное покрытие, «размытые» границы уличных профилей, запущенное озеленение
• обветшалые фасады большинства зданий, непродуманное колористическое решение как отдельных объемов, так и улицы в целом; использование неприемлемых средств реконструкции и реставрации фасадов
• перенасыщенность и не структурированность информационно-рекламных элементов; недопустимо низкое качество рекламы, несовершенный графический дизайн
• отсутствие малых форм, символики, знаков и, в частности, брендового, знакового дизайна

Решение проблем, связанных с созданием комфортной предметно-пространственной среды малого исторического города связано с учетом его лучших архитектурно-пространственных и художественных качеств, сложившегося облика. Далее рассмотрены основные методы преобразования архитектурно-художественной и предметной среды исторического центра малого города.

Реконструкция и реставрация фасадов исторических зданий

В настоящее время остро стоит вопрос о реконструкции и реставрации фасадов исторических зданий в связи с их сильным износом или изменением функции, без нарушения их целостности и гармоничного взаимодействия с окружающей средой. Исторические здания, простоявшие более века, со временем разрушаются, теряют свой первоначальный облик. За время своего существования они подвергались неоднократным перестройкам, отвечая на запросы коммерческого вкуса и изменение социальных отношений, таким образом, теряя особый неповторимый дух. Современные тенденции в отношении культурного наследия предусматривают мероприятия по сохранению первоначального облика исторического здания, его взаимосвязи с окружающей средой и повышению его значимости в социальной жизни города. Основной тезис при этом заключается в том, что здания, реконструируемые сегодня, будут служить будущим поколениям, когда востребованность в эстетике и уровне комфорта станет выше.

Реставрация понимается как восстановление в первоначальном виде архитектурных произведений, пострадавших от времени или испорченных, искаженных последующими переделками, в то время как реконструкция — это воссоздание целого на основе сохранившихся данных: описания, изображения и так далее.

Большинство памятников архитектуры находятся, как правило, в центральном районе города, где сосредоточена культурная и деловая жизнь. Чтобы сохранить структуру и масштаб исторической среды, при проектировании необходимо уделять особое внимание цоколю, ступеням, входным группам, цветовой гармонии, качеству отделки фасада.

предложение по реставрации здания на улице Куйбышева
предложение по реставрации здания на улице Куйбышева

В современных условиях с развитием города увеличиваются его потребности в новых площадях и функциях. Так как историческое ядро зачастую является культурным, деловым и торговым центром, основная нагрузка ложится именно на него. Основной задачей является сохранение целостности исторической застройки и гармоничного взаимодействия старого и нового.

предложение по реконструкции фасада здания бывшего Земства
предложение по реконструкции фасада здания бывшего Земства

Развитие благоустройства и применение элементов ландшафта в среде исторического города

Формирование современной городской среды в гармонии с окружающим ландшафтом — важная задача для создания комфортной жизни, особенно в условиях малого города, где ландшафт неотрывно связан с архитектурной средой. В малых городах ландшафт является неотъемлемой частью города, окружая его, внедряясь в саму структуру города и дополняя его уникальный неповторимый художественный образ малого провинциального города, учитывая его исторические аспекты. Необходимо деликатно подойти к решению проблемы городского ландшафта малого исторического города, не нарушая его целостность и сохраняя историческое наследие города. Городской ландшафт в структуре самого города может стать незаменимым элементом формирования комфортной среды. Необходимо сохранять визуальные связи городской перспективы с окружающим ландшафтом, окрестностями. Исключить из среды малого исторического города стриженные помпезные растения, использовать много цветочных живописных композиций, малые пространства можно оформить фонтанами. Крупные площади предлагается визуально делить и смягчать, благоустраивать, не нарушая исторический облик города.

Рассматривая ландшафтную архитектуру как средство взаимодействия культуры и природы, можно сделать вывод, что ландшафтная архитектура является инструментом культурной деятельности человека, причем уровень ее напрямую зависит от уровня культуры. Элементы ландшафтного дизайна как средства качественного обновления и возрождения должны найти активное применение в преобразовании исторической городской среды малого города. Сохранение историко-культурных памятников, преемственное развитие города и создание художественно-выразительных пространств должно способствовать устойчивости среды.

предложение по благоустройству улицы Ленина
предложение по благоустройству улицы Ленина

Наполнение городского пространства малыми архитектурными формами

Недостаток функционального оборудования в малых городах очевиден. Создание комфортной среды с использованием малых архитектурных форм — проблема, определяющая в будущем образ всего города и его исторической части. С помощью малых архитектурных форм, являющихся составной частью благоустройства, можно решить проблему комфортности и качества пространственных характеристик городской среды.

Под малыми архитектурными формами подразумеваются сооружения, предназначенные для архитектурно-планировочной организации объектов ландшафтной архитектуры, создания комфортного отдыха посетителей, ландшафтно-эстетического обогащения территории в целом, дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля застройки. Некоторые из элементов малых архитектурных форм не несут утилитарных функций и имеют исключительно художественно-декоративное назначение. Находясь в городском пространстве, малые архитектурные формы насыщают среду эмоционально, информационно, заставляют задуматься, приносят эстетическое удовольствие, повышают комфортность, гуманизируют среду, несут сведения, необходимые для быстрой и удобной ориентации. Они практически постоянно находятся в поле зрения человека, воздействуя на формирование его эстетического вкуса, поэтому они должны быть ненавязчивыми и технически совершенными, пластичными и удобными, простыми и выразительными, красивыми по форме, цвету и фактуре материала, легкими, долговечными и экономичными, с хорошими пропорциями и соответствовать масштабу человека. Для провинциального города наиболее подходящими объектами благоустройства могут выступать капитальные, устойчивые формы, что способствует воспитанию гордости в горожанах, ощущению неподвластности времени, стабильности городской жизни.

предложение по благоустройству здания на улице Куйбышева
предложение по благоустройству здания на улице Куйбышева

Системный подход к размещению элементов информационного дизайна в среде исторического города.

Информационный дизайн оказывает существенное влияние на внешний облик города, его художественно-архитектурное оформление. Развитие наружной рекламы имеет большое значение для формирования социальной и архитектурной инфраструктуры города, сохранения ее природных компонентов и историко-культурного наследия. Необходимо систематизировать размещение элементов информационного дизайна в структуре городской среды. Необходима разработка архитектурно-художественной концепции, которая позволит решить ряд проблем, связанных с размещением информационных конструкций, вывесок, в исторической части города; формированием полноценной архитектурно-художественной городской среды; разработкой художественных решений вывесок, гармонично сочетающихся с архитектурными, стилистическими и колористическими особенностями зданий; применением передовых технологий и материалов на основании изучения отечественного и зарубежного опыта.

«При дизайне вывески необходимо учитывать особенности архитектуры фасада, на котором вывеска будет установлена. Вывески должны вписываться в городскую среду и взаимодействовать с ней, а не конкурировать. Из большого разнообразия элементов информационного дизайна отдельно можно выделить такие как: вывески из отдельных букв и знаков без подложки, плоские и объемные вывески, световые и не световые вывески, вывески из отдельных букв и знаков с плоской подложкой, лайтбоксы, афишные конструкции, панели-кронштейны, таблички, общие указатели, съемные вывески на гибком материале, вывески внутри помещения, надписи на тротуаре.

Самым предпочтительным видом вывесок являются объемные отдельностоящие буквы и знаки без подложки. Отдельностоящие, то есть такие, за которыми виден участок фасада, на котором вывеска установлена. Другое определение: вывеска из отдельностоящих букв и знаков без подложки — это такая вывеска, каждая буква или логотип которой отбрасывают собственную тень на плоскость фасада».

предложение по размещению рекламных вывесок на фасаде исторического здания
предложение по размещению рекламных вывесок на фасаде исторического здания

Ребрендинг исторического города

Малый исторический город, как и любой другой, нуждается в создании собственной уникальности, неповторимости образа и узнаваемости. Для того, чтобы изменилось отношение к городу, как самих жителей, так и гостей, необходимо акцентировать экономическую или культурную привлекательность города. Для этого проводятся мероприятия по анализу и разработке бренда города.

Бренд города — странная сущность, лежащая между впечатлением жителей, идентичностью, и взглядом госте, образом города. Как правило, он имеет визуальное выражение — девиз, логотип, фирменный стиль сродни корпоративному — и имеет смысл прежде всего тогда, когда связан со стратегией развития города.

Фактически продвижение бренда — это своего рода создание желательной репутации города, что влечет за собой рост прямых и косвенных инвестиций.

«Каждый регион или город надеется, что при помощи нового логотипа и слогана сможет привлечь туристов, инвестиции. Это произошло из-за усиления мировой конкуренции, города вынуждены громче заявлять о себе на рынке, быть более активными в привлечении новых людей и денег. ... Однако главная проблема, с которой я сталкиваюсь: города мыслят одинаково. То есть хотят, чтобы их воспринимали в качестве лучших во всем — культуре, расположении, истории. Но здесь как с компаниями, у них есть сильные и слабые стороны».

Светлана Николаевна Павлинова
аспирант кафедры «Градостроительство»
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

 


назадътитулъдалѣе