в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

Собор Архангела Михаила, Сердобск

Архитектура Михайло-Архангельского собора города Сердобск

Аннотация
Данная статья содержит описание творческого почерка архитектора Алексея Марковича Салько на примере его многочисленных работ, в том числе, проекта Михайло-Архангельского собора. В тексте анализируется и ведется сравнительная характеристика архитектуры Михайло-Архангельского собора и Княже-Владимирской церкви в городе Саратове, которая явилась аналогом для создания проекта собора в Сердобске.

Один из крупнейших соборов Пензенской области рубежа XIX-ХХ веков — Михайло-Архангельский собор города Сердобск является крупным памятником архитектуры регионального значения. Монументальный, кирпичный, пятиглавый храм расположен в центре города и доминирует в застройке малого города. Располагавшийся в советское время на территории военной части собор использовался как склад. В этот период он утратил свои завершения, настенные фрески интерьера, но сохранил архитектурное решение. Уже в 1946 году собор возвращен Русской православной церкви, 18 апреля прошла первая служба.

История строительства собора связана со значительным территориальным и численным ростом города Сердобска к началу ХХ столетия. Это повлекло за собой необходимость строительства нового вместительного храма на месте Соборной церкви 1796-го года постройки. Уездный город Сердобск относился к Саратовской губернии и архитектором был приглашён Алексей Маркович Салько, занимавший должность саратовского губернского архитектора.

А. М. Салько придерживался в своей работе принципов эклектизма — нового стиля, пришедшего во второй половине XIX века в архитектуре на смену русскому классицизму. В его работах мы встречаем и обращение к отдельным стилевым направлениям в рамках эклектики — русскому и византийскому стилю, а также комбинации многочисленных цитат из различных направлений с элементами и приемами классицизма. Почерк Алексея Марковича определяют ненавязчивые ритмы полуколонн, разделяющих высокие, закругленные вверху окна, полуовальные наличники, изящные консоли, оригинальные рельефные карнизы и панели.

управление Рязано-Уральской железной дороги гостиница Московская
Фельдшерская школа Окружной суд и Судебная палата

Из сохранившихся значительных его работ в городе Саратове можно перечислить здания Окружного суда и Судебной палаты, 1879–1883 годы; Женские фельдшерские курсы, 1899 год; гостиница «Московская», 1901 год; здание Управления железной дорогой, 1909–1914 годы. Все они отличаются рациональностью функционального и планировочного решения, четкой строгостью композиции и тщательной проработкой деталей фасада.

Во вешнем виде зданий архитектора чувствуется традиционно русский мотив, влияние отечественной архитектурной школы: декоративные карнизы, затейливые орнаменты из кирпича, кокошники, башенки — что было приемлемым ранее для старинных боярских палат, от расписной новгородской избы до знаменитой кремлевской зубчатки. Об этом вспоминается при взгляде на причудливую мозаику краснокирпичных узоров, на балконы со сплетенным литьем перил, на башенку с флюгером, украшающих, например, фасад гостиницы «Московская».

собор святого князя Владимира, город Саратов
собор святого князя Владимира, город Саратов

Знатоком старорусского зодчества и незаурядным мастером проявил себя Алексей Маркович в строительстве церквей. Возведенная по его проекту Князь-Владимирская церковь явилась архитектурным шедевром города Саратова, одним из лучших творений архитектора, сумевшего воплотить в облике храма мощь и величие России. Проект этого собора стал основой для строительства Михайло-Архангельского Собора в городе Сердобске.

собор Михаила Архангела, город Сердобск
собор Михаила Архангела, город Сердобск

Михайло-Архангельский Собор является монументальным, кирпичным, двухэтажным, пятиглавым зданием крестово-купольного типа, над средокрестием которого располагается световой барабан с луковичной главой. Углы закрестья выделены в самостоятельные восьмигранные столпы, завершённые шатрами. Широкий карниз делит центральный двусветный объем на два яруса. Окна первого яруса завершаются лучковой перемычкой, второго — полуциркульные, барабан глав с гирькой и двойной аркой. Верх их наличников выполнены в виде кокошников, поддерживаемых профилированными капителями колонок. Кокошники и главы декорированы. Широко применён поребрик, пояса щипцов и сухариков. Угловые лопатки в первом ярусе рустованы. Ветви креста и столпы закрестья перекрыты сомкнутыми сводами. Расписан интерьер. В архитектуре собора использованы композиционные приёмы и элементы московского зодчества XVII века.

фрагмент фасада, угловая восьмигранная шатровая башня
фрагмент фасада, угловая восьмигранная шатровая башня

Величественный объем собора поражает цельностью общего решения и в тоже время разнообразием использованных архитектурных приемов и деталей, живописностью и сложностью силуэта, при монументальных размерах и почти полной симметрии основного объема здания. Все это говорит о непревзойдённом мастерстве архитектора, его глубоком понимании закономерностей древнерусского зодчества. Тем большую значимость приобретает сохранившийся собор города Сердобска, что на сегодняшний день утрачен прототип храма — Князе-Владимирский собор города Саратова, по образцу которого он был возведен почти без изменений.

В рамках курсового проектирования, на кафедре «Дизайн и художественное проектирование интерьера» проведено исследование архитектуры собора, проанализированы и воспроизведены его фасады, изучена планировка и особенности сводов. Результатом работы явился курсовой проект, выполненный в графике на планшетах форматом 55 x 75 миллиметров. В результате работы, полученный опыт изучения памятника архитектуры такого масштаба и уровня детализации фасадов, позволит студентам в дальнейшем, на более старших курсах, реализовать приобретенные знания при проектировании собственных архитектурных объектов.

Библиография

1. В. Х. Валеев «Из истории Саратовский церквей» Приволжское Книжное издательство,Саратов, 1990 год
2. А. И. Дворжанский «Собор Михаила Архангела города Сердобска« к 100-летию освящения 1905–2005, Издательство ИПК Пензенская правда, 2005 год

Анна Григорьевна Лызина
старший преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера»
Инесса Дмитриевна Суховерхова
студент кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера»
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

 


назадътитулъдалѣе