в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

выставка «Мастерство Н. В. Кузьмина-графика» к 125-летию со дня рождения художника, 2016 год

Выставка «Мастерство Н. В. Кузьмина-графика»
К 125-летию со дня рождения Николая Васильевича Кузьмина

Выставочные залы «Научной библиотеки» ГМП
Государственный музей А. С. Пушкина
ул. Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская»
2 февраля — 15 мая 2016 года

В Государственном музее А. С. Пушкина на Пречистенке открыта выставка «Мастерство Н. В. Кузьмина-графика» к 125-летию со дня рождения художника. Выставка входит в программу мероприятий ко Дню памяти А. С. Пушкина, 10 февраля 2016 года ровно 179 лет с момента трагической кончины великого русского поэта. На открытии выставки выступил М. Н. Кузьмин, историк культуры, член-корреспондент Российской академии образования, сын Н. В. Кузьмина.

На выставке более 80 рисунков разных лет Николая Кузьмина – графика, портреты, иллюстрации к пушкинским произведениям, экслибрисы, а также книги, иллюстрированные художником и личные вещи из частной коллекции наследников художника и собрания Государственного музея А. С. Пушкина.

Н. В. Кузьмин, Пушкин и Натали, 1930 год Н. В. Кузьмин, Пушкин на набережной Невы, 1932 год Н. В. Кузьмин, Пушкин на прогулке, 1937 год Н. В. Кузьмин, А. С. Пушкин, 1959 год
«Пушкин и Натали», 1930 год; «Пушкин на набережной Невы», 1932 год; «Пушкин на прогулке», 1937 год; «А. С. Пушкин», 1959 год

Можно сказать, что любовь к Пушкину определила судьбу Н. В. Кузьмина, став на всю жизнь источником вдохновения художника. В течение жизни он несколько раз обращался к творчеству поэта, выбирая для иллюстрирования такие разные произведения поэта, как «Евгений Онегин», 1933 год, «Граф Нулин», 1957 год, стихотворение «К Чаадаеву», 1959 год, «Эпиграммы А.С.Пушкина», 1979 год, находя для каждого из них свою художественную доминанту. Теперь эти работы составляют большую часть музейного собрания, в котором представлено около 200 иллюстраций к пушкинским творениям.

Н. В. Кузьмин, Онегин в Одессе, 1930 год Н. В. Кузьмин, Пушкин в Тригорском, 1935 год
Онегин в Одессе, 1930 год; Пушкин в Тригорском, 1935 год

Часть работ представлена широкому кругу впервые. В экспозиции ранние работы мастера, созданные в 1930-х годах; малоизвестные иллюстрации к произведениям русских и зарубежных писателей; автографы писем выдающихся художников, писателей, искусствоведов.

Н. В. Кузьмн, Арбатская площадь, 1930-е годы
Арбатская площадь, 1930-е годы

Впервые увидит на выставке зритель и кузьминскую Москву — с Арбатской площадью, по которой в то время ходили трамваи, бульвары и скверы, любимые москвичами парки в Сокольниках и Лефортово. Взгляд художника привлекает и архитектурный образ города, и шагающие люди с красными знаменами, и московские пейзажи. Он много и охотно рисовал Москву, и эти рисунки сохранили для нас облик родного города 1930-х годов.

Натюрморты, написанные в технике мокрой акварели, помогают понять, какое влияние оказали на художника работы импрессионистов, каким путем шел он в искусстве. Любопытно отметить, что мавринские и кузьминские букеты этого времени оказались очень близкими по стилистике.

Особенно драгоценная для музея тема — портреты Пушкина. В 1930-е годы Кузьмин выполнил несколько портретов Пушкина пером и тушью, изредка используя акварель, строя их на светотеневых контрастах. Стоит отметить вниманием портреты поэта на берегу Сороти, один из которых был подарен художником Л. С. Кишкину, известному ученому-слависту, а также портреты поэта на набережной Невы, в крылатке и цилиндре и в своем кабинете, оба рисунка — из частной коллекции, потому малоизвестны.

Особо хотелось бы отметить представленные на выставке многочисленные иллюстрации к роману «Евгений Онегин», над которым художник работал с 1928 по 1932 год. Это — очень важный этап в жизни художника. И эти работы мастера по праву являются центром выставки. Художник был чрезвычайно внимателен к пушкинскому тексту: мир романа нашел воплощение в его рисунках. О своей работе над «Онегиным» Н. Кузьмин вспоминал: «Надо много трудиться и много пролить пота, чтобы рисунок казался сделанным без малейшего усилия. Только художник знает, сколько труда требует эта «легкая» манера, и может представить, сколько бумаги изведено и сколько набросков забраковано и выброшено».

К выставке подготовлен буклет с избранными работами Николая Кузьмина, представленными в экспозиции и фондах Государственного Музея А. С. Пушкина.

 


назадътитулъдалѣе