в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

журнал Про книги, № 3-4, 2021 год

О дебюте в журнальной графике Н. В. Кузьмина

Николай Васильевич Кузьмин, 1890–1987, многие годы является одним из моих любимых книжных иллюстраторов. Поэтому я с огромным удовольствием прочитал в журнале «Про книги» № 3–4 за 2020 год статью нашего коллеги по НСБ Бориса Николаевича Варавы: «Штрих смеющийся, легчайший»1 о творчестве этого замечательного художника.
Борис Николаевич, как всегда, мастерски создал маленькую новеллу о своем герое, воспроизвел множество работ и автографов Н. В. Кузьмина из своего собрания. Однако вопрос первой публикации художника оказался нераскрытым. Борис Николаевич пишет: «В те годы будущий художник из провинциального Сердобска осмелился направить свои рисунки в известный журнал московских символистов “Весы”. Рисунки понравились Валерию Брюсову, их напечатали…»2 Это относится к 1909 году, когда работы Н.В. Кузьмина появились в журнале «Весы», а в 1910 году — в журнале «Аполлон». Но первую попытку публикации Коля Кузьмин сделал гораздо раньше, в 1906 году, послав свои работы в журнал «Золотое Руно».
Вот что пишет на эту тему сам Николай Васильевич в своей автобиографической повести «Круг царя Соломона»:
«Я рисовал с детства и мальчишкой пятнадцати лет с провинциальной наглостью послал свои “виньетки” в журнал “Золотое Руно”. Заведующий художественным отделом журнала Н. Тароватый3 ответил мне письмом, что рисунки мои для “Золотого Руна” не подходят, но они понравились С. Соколову, редактору, и он три из них взял для своих изданий. Вероятно, С. Соколов был очень добрым человеком, потому что в качестве гонорара за мои рисунки он прислал мне первый номер “Золотого Руна”, посвященный Врубелю…»4
Далее Н. В. Кузьмин с восторгом пишет об этом журнале, перелистанном более ста раз, о своих незабываемых впечатлениях, перечисляя авторов и художников этого действительно выдающегося журнала. А затем пишет следующее: «Были ли где-нибудь использованы С. Соколовым мои виньетки, я не знаю. Четырнадцать лет спустя в гражданскую войну, когда наша пятнадцатая стрелковая Инзенская дивизия вступала в Ростов, я увидел имя С. Соколова на страницах журнала “Орфей”, который выходил в Ростове при белых…».5
Но встретиться с меценатом, приславшим юному Коле Кузьмину его первый гонорар, так и не удалось: С. Соколов вместе с белой армией ушел на юг, а в дальнейшем эмигрировал. В издании «Круга царя Соломона» уже после смерти Н. В. Кузьмина (вышло в 1990 году!) от последнего абзаца осталась только одна фраза: «Были ли где-нибудь использованы С. Соколовым мои виньетки, я не знаю».6
Вероятно, редакторы сочли неуместным много писать об одном из идеологов белого движения С. Соколове (видимо, книга готовилась к печати все таки задолго до 1990 года). В самой большой книге воспоминаний Н.В. Кузьмина «Давно и недавно»7 (М., 1982) в главе «Начало пути», откуда были взяты эти сведения, нет даже этой фразы. Александра Пистунова, автор блестящей книги о Н. В. Кузьмине «Прикасаясь к книге», также пишет в этом же ключе:
«Он так и не узнал, были ли когда-нибудь помещены Кречетовым принятые рисунки, но одобрение и гонорар были тогда даже важней этого — ведь купить “Золотое Руно” было не по средствам Коле…».8
Между прочим, Кречетов — это псевдоним Сергея Соколова, под которым он выпускал свои поэтические книги. Почему Александра Михайловна решила в своей книге использовать литературный псевдоним, хотя Николай Васильевич везде говорит именно о Соколове, можно только предполагать. Возможно, многолетняя работа в должности заведующего отделом культуры еженедельника «Литературная Россия» сделала ее излишне осторожной, ведь ее книга вышла в 1973 году.
Несколько слов о Сергее Соколове, 1878–1936, одном из ярких представителей Серебряного века, поэте-символисте и издателе. Конечно, он не случайно оказался в редакции «Золотого Руна», так как в 1906 году он был одним из организаторов и руководителей этого журнала, одновременно являясь редактором издательства «Гриф» со времени его основания в 1903 году.
Так как книгу Александры Пистуновой я прочитал и полюбил лет тридцать назад, мне всегда хотелось найти первую, опубликованную в каком-нибудь журнале или книге подписанную работу Н. В. Кузьмина. Некоторое время назад мне удалось приобрести книгу поэта-символиста Александра Курсинского «Сквозь призму души». На обороте последней страницы текста со стихотворением «Дождливый день», перевод с Лонгфелло, в центре чистой страницы обнаружилась небольшая концовка, подписанная «Н. Кузьминъ»! А так как книга вышла в издательстве «Гриф», которым руководил Сергей Соколов, да еще и в 1906 году9, сомнений не оставалось — вот она, первая работа Кузьмина в книжной графике, когда Коле было всего пятнадцать лет!
Прежде чем рассказывать о своем открытии, я решил еще раз более тщательно проверить все источники. И нашел, что в названной выше книге Н. В. Кузьмина «Давно и недавно» (М., 1982) в разделе приложений «Библиографические сведения» на стр. 460 написано: «Впервые подписной рисунок публикуется в качестве концовки в сб. А. Курсинского “Сквозь призму души” (Спб, Гриф, 1906)».10
Так карета превратилась в тыкву, а мое открытие — в известный исследователям факт. Некоторое утешение, однако, состоит в том, что библиографы ошиблись в месте издания книги: она издана в Москве, а не в Санкт-Петербурге. То есть мои разыскания были не зря. И все же загадка остается, поэтому мне захотелось поделиться с библиофилами этой почти детективной историей, из которой совершенно непонятно, почему в 1982 году Н. В. Кузьмин так и не узнал то, о чем знали авторы приложения, пусть и с ошибкой в месте издания, а если и узнал, то почему не откорректировал свои воспоминания.
В конце этой небольшой заметки хочу сказать, что сборник А. Курсинского встречается редко, на аукционах за все время был только один раз, когда я его и купил.
Александр Антонович Курсинский, 1873–1919 — русский поэт, представитель второго поколения символистов, переводчик, журналист, литературный критик. С 1894 года близкий друг К. Бальмонта и В. Брюсова. Автор сборников «Полутени», 1895 год; «Стихи», 1901 год; «Сквозь призму души», 1906 год.
Валерий Брюсов в № 7 журнала «Весы» за 1906 год отозвался о сборнике следующим образом: «А. Курсинский любит говорить о безднах. Мне кажется, что пристрастие к безднам только вредит господину Курсинскому. Поэт всегда, как Антей, получает силы, лишь касаясь земли. И там, где господин Курсинский отрешается от притязаний быть “вне закона”, а также вне времени и пространства, где он хочет быть верным действительности, — он оказывается хорошим поэтом бальмонтовской школы, не лишенным индивидуальности. В некоторых стихотворениях, правда, немногих, он высказывает истинное умение владеть словом, заставляя его верно и точно передавать порыв души. И такие его пьесы не должны быть забыты в характеристике нашего современного творчества».11

Я безумный, я поэтъ,
Для меня закона нѣтъ!
«Я хочу» — вотъ мой законъ,
«Я люблю» — ​все​ тотъ же онъ.
Я хочу пурпурныхъ сновъ,
Не хочу привычныхъ словъ,
Не хочу, чтобъ въ безднѣ ​лѣтъ​
Тотъ же тусклый брезжилъ свѣтъ.
Мнѣ смѣется блескъ лучей,
Рдяный зовъ ночныхъ огней,
Завтра вьюга, тучи, тьма,
Холодъ, голодъ и тюрьма, —
Я ​всёе тотъ же, я одинъ,
Властный сердца господинъ;
Я свободенъ; твердо я
Знаю тайну бытія.
Сколько новыхъ чувствъ и думъ!
Ихъ не знаетъ тусклый умъ, —
Я жъ — безумецъ, я ​—​ поэтъ,
«Я хочу!» — вотъ мой завѣтъ.12

Экземпляр очень симпатичный, в переплете эпохи, с золотым вензелем «ВБ» на верхней крышке и буквами «ВБ» на корешке. Есть у меня в таких же переплетах и другие книги: первая книга стихов М. Кузмина «Сети» (1908), вышедшая в издательстве «Скорпион», первая книга стихов Андрея Белого «Золото в лазури» (1904), также вышедшая в издательстве «Скорпион». Эти три книги подталкивают к новому расследованию: кто же этот коллекционер поэзии Серебряного века с инициалами «В. Б.»?

Борис Абрамович Хайкин*
журнал «Про книги», № 3-4, 2021 год, Москва
_______________________________
1  Б. Н. Варава, «Штрих смеющийся, легчайший…», Про книги: журнал библиофилов, № 3-4, 2020 год, стр. 49–69
2  Б. Н. Варава, «Штрих смеющийся, легчайший…», Про книги: журнал библиофилов, № 3-4, 2020 год ,стр. 50
3  Николай Яковлевич Тароватый, ок. 1876–1906 — художник, критик, редактор-издатель журнала «Искусство», заведующий художественным отделом журнала «Золотое Руно»
4  Н. В. Кузьмин, Круг царя Соломона: Страницы былого: [Для сред. и старш. возраста] / [Рис. авт.]. [3-е изд., доп.]. М.: Детская литература, 1970. С. 194.
5  Н. В. Кузьмин, Круг царя Соломона: Страницы былого: [Для сред. и старш. возраста] / [Рис. авт.]. [3-е изд., доп.]. М.: Детская литература, 1970. С. 194
6  Н. В. Кузьмин, Круг царя Соломона. Наши с Федей ночные полеты; Рассказы о прошлом. М.: Книга, 1990. С. 182.
7  Н. В. Кузьмин, Давно и недавно / [вступит. ст. С. Львова]. М.: Советский художник, 1982. 481, [46] с.: ил., цв. ил.
8  А. М. Пистунова, Прикасаясь к книге: О народном художнике РСФСР Н.В. Кузьмине / рис. Н.В. Кузьмин; оформл. Б.А. Денисовский. М.: Сов. Россия, 1973. 243 с., 1 л. портр.: ил.
9  А. А. Курсинский, Сквозь призму души, Гриф, Москва, 1906 год, стр. 124
10  Н. В. Кузьмин, Давно и недавно… стр. 460
11  журнал Весы, № 7, 1906 год, стр. 57-58
12  А. А. Курсинский, Сквозь призму души, Гриф, Москва, 1906 год, стр. 39-40

*  Борис Абрамович Хайкин — исполнительный директор, член Совета и член-учредитель Национального Союза библиофилов, НСБ

 


назадътитулъдалѣе