в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

афиша выставки группы Тринадцать, 1989 год

Каталог выставки картин «Тринадцати»

В выставочном зале Киевского района Москвы открылась выставка художников группы «Тринадцать». Выставочное объединение под таким названием существовало на рубеже 1920-х — 1930-х годов. Название «Тринадцать» соответствовало числу участников первой выставки, которая состоялась шестьдесят лет тому назад, в феврале 1929 года в Московском Доме печати.

Возникновение «Тринадцати» было характерным явлением художественной жизни 1920-х годов. Это была эпоха сосуществования в искусстве многочисленных обществ, объединений, группировок, каждое из которых отстаивало свои взгляды, методы, суждения, как с помощью художественных произведений, так и манифестов, деклараций, подчас весьма пространных и шумных. Названиями для группировок служили обычно причудливые аббревиатуры: «АХРР» (Ассоциация художников революционной России), «ОСТ» (Общество станковистов) , «НОЖ» (Новое общество живописцев) , «ОБМОХУ» (Общество молодых художников) и многие другие. Выставки различных объединений образовывали сложную и многоцветную ткань, в которую каждая из группировок вносила свои яркие, только ей присущие краски. Своеобразие первой выставки «Тринадцати» заключалось, помимо всего в том, что она объединяла по преимуществу художников-графиков. Одной из главных задач инициаторов группы было культивирование определенных художественно-стилистических особенностей рисунка.

Кто же возглавлял объединение московских рисовальщиков и акварелистов рубежа 1920-х — 1930-х годов? В каталоге выставки 1929 года значатся фамилии трех членов «выставочного комитета»: В. А. Милашевский, Н. В. Кузьмин, Д. Б. Даран. Именно Милашевский и Кузьмин были идеологами и руководителями «новорожденной» группы. Даран, тонкий рисовальщик, одаренный мастер акварели в организационных «мероприятиях» почти не участвовал.

Начало деятельности Кузьмина и Милашевского относится еще к предреволюционной поре. Оба художника вышли из лона «Мира искусства», испытали на себе самое непосредственное и плодотворное воздействие традиций этого знаменитого объединения, сыгравшего столь значительную роль в истории русской культуры, и в истории отечественной графики XX века. Среди учителей Кузьмина и Милашевского мы находим имена известных «мирискуссников»: М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибина. Но высоко ценя художественные традиции учителей, Милашевский и Кузьмин очень рано, уже в первых своих самостоятельных опытах стали искать новые пути.

Особенно активной и целеустремленной была деятельность Милашевского, признанного идеолога «Тринадцати». На протяжении всей творческой жизни он развивал и осуществлял на практике свои представления о рисунке. Милашевский всегда ратовал за рисунок, исполненный с натуры, но не копирующий натуру рабски и педантично, по затверрженным рецептам академизма, а рисунок свободный, быстрый, артистичный, исполненный в «темпе натуры», соотнесенный с ритмами самой жизни. Требование «темпа» в рисунке было важнейшим для Милашевского.

Этим же требованием, наряду со стремлением к ощущению жизни, связи с натурой, определялся и общий облик первой выставки «Тринадцати». Помимо Кузьмина, Милашевского, Дарана в ней участвовали: С. Н. Расторгуев, исполнявший вместе с членами «Комитета» «художественные задания» в газете «Гудок»; а также ленинградцы.

О. Н. Гильдебрандт и Ю. И. Юркун и художник из Саратова В. Н. Юстицкий. Любопытно отметить, что приглашенные из Ленинграда не были художниками-профессионалами: Гильдебрандт — актриса, а Юркун — писатель. Заметное место на выставке 1929 года заняли работы тогдашних молодых художников, недавних выпускников Вхутемаса. Это были Л. Я. Зевин, сестры Над. В. и Н. В. Кашины, М. И. Недбайло. Среди молодых вхутемасовцев выделялись произведения ныне здравствующих, замечательных советских художников Т. А. Мавриной, Б. Ф. Рыбченкова.

Творческая история группы была недолгой, но достаточно бурной и сложной, вполне в духе своей эпохи. Случались ссоры и разногласия, вызванные и борьбой самолюбий, и столкновениями различных взглядов. Ведь почти каждый из членов группы представлял яркую творческую индивидуальность, подчас не укладывающуюся в рамки объединения. Не был постоянным и список участников, одни покидали группу, приходили другие. В общей сложности в каталогах трех выставок значится двадцать один человек.

К первоначальному ядру «Тринадцати»: Милашевский, Кузьмин, Даран, Маврина, Гильдебрандт, Рыбченков присоединились вскоре другие. На выставках группы показывал произведения самобытный, талантливый Р. М. Семашiсевич, которого друзья по праву называли «самородком»; экспонировал свои выразительные рисунки безвременно скончавшийся скульптор З. Р. Либерман.

Среди участников третьей выставки 1931 года встречаем имена таких выдающихся художников, как Л. Д. Древин и Н. А. Удальцова, в те годы преподавателей Вхутемаса, оказывавших сильное влияние на всю художественную жизнь 1920-х — начала 1930-х годов. Сложившимся мастером, тонким, проникновенным изобразителем московского пейзажа была участница III выставки А. Ф. Софронова. Несколько экзотическое впечатление производили на выставке 1931 года работы «отца русского футуризма» Д. Д. Бурлюка, в те годы проживающего в США. Впервые экспонировались у «Тринадцати» в 1931 году молодой выпускник Вхутемаса С.Д. Ижевский и его старший товарищ по работе в Смоленске Ч. К. Стефанский.

«Проникновение» на выставки «Тринадцати» живописных произведений свидетельствовало об определенной эволюции объединения, расширении его платформы. Но какие-то очень важные черты, определяющие облик группы, оставались неизменными. Это, прежде всего, свободное, непосредственное изображение действительности в ее видимых формах. «Тринадцати» в равной степени были чужды и сухой натурализм академического толка, и эксперименты беспредельного искусства. Существенной особенностью объединения было бережное, но лишенное всякой узости, отношение к традициям западноевропейской (в первую очередь, французской) и отечественной живописи и рисунка; тяготение к подлинно высокой художественной культуре. Постоянным было стремление отстоять право художника на индивидуальный внутренний мир, «лица, необщее выраженье», — все то, из чего складывается своеобразный «стиль 13-ти», узнаваемый сразу и поныне.

Выставка 1929 года имела самую благожелательную прессу (статьи А. А. Федорова-Давыдова в «Правде», Ф. С. Рогинской в «Новом мире»). Но уже выставка 1931 года была встречена крайне неодобрительно, вызвала резкое неприятие тех, кто судил об искусстве с вульгарносоциологических позиций. Много лет спустя Н. В. Кузьмин писал: «К участникам выставки был приклеен ярлык формалистов. В стиле тогдашней лихой критики одна из рецензий носила название: «13 блаженных», другая — «13 кустарей-одиночек». В самой резкой форме художников обличали в эстетстве, индивидуализме. Им предъявляли политические обвинения. «13» — не только чудаки, блаженно впавшие в детство, а столь же контрреволюционная группа, как всякие иные юродивые, от сектантов до кулаков, чью идеологию они выявляют» — вот типичный образчик критики тех лет. Шестьдесят лет спустя эти строки кажутся бредом, столь же смешным и глупым, сколь и возмутительным. Тогда не было смешно.

«Проработочная» критика была первым сигналом. Через несколько лет жертвами репрессий стали Древин, Семашкевич, Юркун, Юстицкий. Трагические повороты отечественной истории не обошли никого. На фронтах Великой Отечественной войны погибли смертью храбрых Зевин и Недбайло. А у тех, кому выпал жребий прожить долгую, внешне благополучную жизнь, какими тягостными были времена непризнания, безденежья, запрета всего живого, искреннего, неординарного!

В кратком очерке невозможно подробно рассказать о творчестве всех участников объединения. 60-летняя перспектива высветила путь каждого неудачи и успехи, обретения и потери. «Тринадцать» все вместе и каждый в отдельности заняли подобающее место на страницах истории советского искусства.

Несмотря на годы официального замалчивания, произведения художников группы неизменно находили преданных ценителей. В начале 1970-х годов в Третьяковской галерее состоялись выставки Н. В. Кузьмина, В. А. Милашевского, Т. А. Мавриной. Тогда же были приобретены в Галерею многие произведения этих мастеров, а также работы Б. Ф. Рыбченкова, Л. Ф. Софроновой, О. Н. Гильдебрандт, Над. и Нины Кашиных, М. И. Недбайло и др. Очень хорошее собрание произведений «Тринадцати» имеется в Гос. музее искусств Каракалпакской АССР в Нукусе, в художественных музеях Саратова, Перми, в Гос. музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Гос. Литературном музее А.С. Пушкина в Москве, в других музеях страны.

Очень охотно включали в свои собрания произведения группы «Тринадцать» коллекционеры; немало работ еще осталось в семьях художников, у их родных и близких.

Именно на основе московских частных коллекций и собраний художников и организована данная выставка. Конечно она не может претендовать на исчерпывающую полноту, так как многие произведения (и подчас самые лучшие) находящиеся в музеях, здесь не представлены. Но общий облик группы выявляется ярко и определенно.

Почетное место занимают работы «Тринадцати» в коллекции С. Я. Фельдштейна одного из наиболее значительных в наши дни собраний русской и советской графики. Около 80 произведений из этой коллекции экспонируется на выставке. Коллекционер показал на выставке также и принадлежащие ему каталоги и книги, иллюстрированные и оформленные членами объединения. Много первоклассных произведений хранится в коллекциях Л. Е. Кропивницкого, И. А. Масеева, В. В. Цурко и других собирателей. Из собрания И. А. Масеева представлены книги, иллюстрированные В. А. Милашевским и Н. В. Кузьминым, а также написанные последним, с автографами.

Выставка дает возможность познакомиться с двумя этапами деятельности художников. Первый из них работы рубежа 1920-х — 1930-х годов, непосредственно связанные с выставками «Тринадцати», несущие черты стиля той далекой эпохи. Второй этап охватывает все последующие годы, вплоть до настоящего времени. Художники «Тринадцати» активно занимались различными жанрами станковой живописи и графики. Многие из них стали первоклассными мастерами иллюстративного искусства. Здесь достаточно назвать имена Кузьмина, Милашевского, Дарана, Мавриной, иллюстрационные циклы Рыбченкова, Софроновой, Недбайло.

Чрезвычайно интересно, как полноправные участники современного художественного процесса работают в нынешнем искусстве Т.А. Марина и Б.Ф. Рыбченков. Об этом красноречиво свидетельствуют их произведения 1980-х годов, экспонирующиеся на выставке.

В наши дни широкий спектр исканий современных художников со всеми направлениями, его составляющими, развертывается на фоне одновременного возрождения незаслуженно забытых страниц художественного наследия, приобщения к нему широкого зрителя. Одной из таких страниц истории отечественного искусства конца 1920-х — начала 1930-х годов и является деятельность группы «Тринадцать».

И сейчас сердцам зрителей близки свойственное «Тринадцати» романтически-одухотворенное восприятие действительности, быстрый «в темпе натуры» бег линий вольного рисунка, живописная культура, свободная от шор и веяний моды.

М. А. Немировская
Каталог выставки картин «Тринадцати», 1989 год
пригласительный билет на открытие выставки группы Тринадцать, 1989 год
пригласительный билет на открытие выставки группы «Тринадцать», 1989 год

 


назадътитулъдалѣе