в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

В. А. Милашевский

Владимир Алексеевич Милашевский

30.10.1893. Тифлис — 07.01.1976. Москва

Российский художник, график.
Член объединений «Мир искусства», «Четыре искусства», один из организаторов группы художников «Тринадцать» 1929&ndash1931 годы; участник выставок с 1921 года. Учился в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, 1906–1907 годы у В. В. Коновалова, школе-студии А. Н. Грота и Э. А. Штейнберга в Харькове 1911–1913 годы. В 1913 году поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при петербургской Императорской Академии художеств, где занимался под руководством Н. А. Бруни, И. И. Творожникова, Г. Р. Залемана и А. В. Маковского, курс не окончил. Занимался в Новой художественной мастерской 1915–1916 годы у М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, А. Е. Яковлева. Жил в Петербурге-Петрограде с 1913 года и Москве с 1924 года.

Работал в области станковой живописи и графики в техниках акварели и туши в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта и бытовой сцены. Получил известность как книжный график.

С начала 1920-х сотрудничал с детским журналом «Воробей», 1921–1922 годы, с издательствами Academia, Молодая гвардия, Детгиз, Государственным издательством. Среди его работ: иллюстрации к книгам «Что такое театр» Н. Н. Евреинова, 1921 год, «Занавешенные картинки» М. Кузмина, 1921 год, «Бег» П. Скосырева, 1930 год, «Страница большой книги» Л. Аргутинской, 1932 год, «Кара-Бугаз» К. Г. Паустовского, 1933 год, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского, 1935 год, «Мадам Бовари» Г. Флобера, 1947 год и другие. Иллюстрировал также произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, А. П. Чехова, О. Бальзака, Э.-Ф. А. Гофмана и других. Вершиной иллюстраторского искусства Милашевского стали рисунки к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» Ч. Диккенса, созданные в 1933 году по заказу издательства Academia, издания 1933–1934 годов. Иллюстрации художника к этому изданию отличаются намеренной эскизностью, точностью характеристик и остротой деталей. В 1949 году к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина художник исполнил рисунки к пушкинским сказкам, другой его несомненной удачей были рисунки к «Коньку-Горбунку» П. П. Ершова, издание 1964 года. Среди других его работ: «Мои звери» В. Л. Дурова,1930 год; Уральские сказки П. Бажова, 1953 год; «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, издания 1963 и 1969годов; «В стране дремучих трав» В. Г. Брагина, 1967 год; «Синяя свита наизнанку сшита», 1973 год и многие другие. Всего для детей и юношества В. А. Милашевский художественно оформил и проиллюстрировал около 100 книг.
Выполнял эскизы экслибрисов.

Автор мемуаров «Вчера, позавчера…», Ленинград, 1972 год, «Моя раблота в издательстве Academia», Израиль, 1992 год.

Летом 1926 и 1928 годов, по приглашению художника Н. В. Кузьмина, Милашевский приезжал в Сердобск. . В этюдах в Сердобске художнику удалось найти технику еще более «реактивную»: работу тушью — спичкой вместо пера. Между впечатлением и трансформацией его на бумаге как будто нет временного разрыва: Милашевский мгновенно отзывается на действие натуры, и мгновенно же, в нескольких штрихах и пятнах, выдает эмоциональный экстракт увиденного. В Сердобске и его окрестностях он открыл для себя тему покоса и жатвы. Позднее пейзажи Сердобска он взял для иллюстраций к повести М. Горького «Городок Окуров».

Рисунки художника В. А. Милашевского из серии «Сердобск»

Рисунки художника В. А. Милашевского

В. А. Милашевский, автопортрет, 1932 год
В. А. Милашевский, автопортрет, 1932 год

 


назадътитулъдалѣе