Завод «Авиаприбор»
Завод, которым может гордиться наша страна.
Завод "Авиаприбор" мощное предприятие, созданное руками рабочих в самые трудные годы революции.
С первых дней своего существования советская власть практически подходит к делу организации центральных мастерских по ремонту авиаприборов и созданию при них специальной научной лаборатории.
Группа специалистов упорно бьется над проведением в жизнь указаний военного комиссариата.
В бывших торговых банях Прусакова на Соколовском переулке дом № 1 устанавливается несколько станков.
Бани превращаются в мастерские.
Мастерские разрастаются в небольшой завод, впоследствии выросший в огромное предприятие, насчитывающее теперь в своих стенах до 900 человек рабочих.
В апреле 1924 года в состав завода входит Государственная часовая фабрика.
Основное производство завода — крестьянский товар: часы-ходики, чертежные готовальни, медицинский инструмент и различные приборы.
Надстроенный этаж дает возможность удвоить выпуск готовых изделий.
Если в прошлом 1927-28 хозяйственном году завод поставил на рынок продукции на 2.355.000 рублей, то уже в 1928-29 году он выпустит на 4.275.000 рублей.
Новый этаж заново оборудован 47 станками.
Рабочая сила увеличивается на 46 процентов, а выпуск изделий на 80 процентов.
Огромные рационализаторские работы и разбивка производственного процесса на отдельные операции значительно повысили производительность груда, снизили себестоимость изделий и улучшили их качество.
Авиаприборы уже несколько лет целиком и полностью изготовляются у нас своими средствами.
На последней международной выставке их качество превзошло всякие ожидания, они получили похвальные отзывы.
Часы-ходики, в которых деревня испытывает огромную нужду, весьма хороши и недороги.
Председатель МСНХ товарищ Константин Константинович Стриевский повесил у себя в кабинете ходики «Авиаприбора» и по ним проверяет свои карманные часы.
Стоят ходики в продаже 2 рубля 50 копеек, спрос на них колоссальный.
В 1929 году завод выпустит миллион штук ходиков.
В 1930 году производство часов выделено в отдельное производство Государственную часовую фабрику «Новь».
Искорените брак
В часовой сборочной мастерской завода «Авиаприбор» вырабатываются часы-ходики.
Каждый день мастерская вырабатывает в среднем 1.300 штук часов, но бракуется из этого количества около 400 штук, то есть почти 40 процентов.
Брак в большинстве случаев заключается в порче футляра, в негодности какого-нибудь колеса, в плохой цепочки и так делее.
За ремонт брака мастер цеха платит рабочим по 5 копеек за штуку.
Следует обратить большее внимание на качество фабрикатов и организацию самого производства, так как именно тут корень брака.
Московская правда, № 164, 20 июля 1926 года
Ходики советские
Производство ходиков расширяется, у здания завода надстроен новый этаж.
Потребуется еще много усилий, чтобы наладить массовый выпуск дешевых стенных часов.
Главное уже сделано, производство организовано.
Очень помогает рационализация.
Если в апреле 1929 года часовая сборочная мастерская при 64 рабочих собирала 55.000 ходиков в месяц, то в ноябре при 62 рабочих мастерская выпустила 176.000 ходиков.
Выпуск увеличился на 36 процентов, а рабочих стало меньше на 2 человека.
Объясняется это очень просто — улучшена связь с цехами, изготовляющими детали, повышено качество канавки для вешелок.
Раньше в переделку поступало 20 процентов, а теперь в среднем 10-12 процентов.
Без ущерба уменьшено число браковщиков.
Сортировка раньше производилась четырьмя рабочими, а теперь только двумя, при чем качество сортировки улучшилось.
Отсюда нужно сделать вывод: толковое отношение к делу позволило снизить себестоимость на 10 процентов, улучшить качество, увеличить выпуск часов.
Спрос на стенные часы растет.
Госторг запросил у треста Точной механики образцы ходиков для Китая и Персии.
Рабочие-часовщики прилагают все усилия, чтобы дать потребителю точные и дешевые часы.
Московская правда, № 26, 1 февраля 1929 года
В текущем году трест «Точной механики» значительно увеличивает выпуск продукции на 17 миллионов рублей против 11 миллионов рублей рублей в 1927-28 году.
Будет выпущено 1.000.000 штук часов, 149 тысяч штук готовален, 125 тысяч штук будильников.
Это даст возможность сократить вдвое сборку импортных будильников.
Промфинплан треста предусматривает снижение отпускных оптовых цен на ходики с 2 рублей 50 копеек до 2 рублей 30 копеек и на готовальни с 8 рублей 80 копеек до 8 рублей.
Московская правда, № 87, 16 апреля 1929 года
Трест Точной Механики в текущем году выпускает около 2.000.000 часов-ходиков.
Гири к этим часам делаются из латунного стаканчика, наполненного железом и залитого цементом.
2.000.000 гирь обойдутся тресту в 500.000 рублей.
Сотрудник треста товарищ Г. еще в октябре 1929 года предложил изготовлять гири не из латуни и цемента, а из минерального сырья, имеющегося в неограниченном количестве на Урале.
По предварительным подсчетам, при выполнении всей программы это даст 250.000 рублей экономии.
Технорук завода «Авиаприбор», изготовляющего часы-ходики, технический директор треста и главный покупатель часов Центросоюз, считают, что предложение тов. Г. приемлемо.
Трест «Минеральное Сырье» крайне заинтересован в эксплоатации этого сырья, не находящего пока другого широкого применения.
Казалось, вопрос ясен, но...
Трест Точной Механики уже в течение четырех месяцев производит испытания, обследования, ведет бесконечную переписку с заводом «Авиаприбор», продолжая растрачивать дефицитные материалы.
А трест «Минеральное Сырье», не имея заказа, ничего не делает для производства минеральных гирь.
Очевидно, для того, чтобы заставить тресты понять, что латунь, цемент и кислота нужны для более ответственных отраслей промышленности, а снижение себестоимости ходиков на 250.000 рублей для государства все же имеет значение нужно вмешательство РКИ.
Московская правда, № 49, 28 февраля 1930 года
Деревня предъявляет большой спрос на часы.
Колхозник тщетно спрашивает в коо оперативе «ходики»: Прямо до-зарезу требуются...
Виноват в этом «до-зарезу» прежде всего трактор.
Трактор неустанно агитирует за социализм, за культуру и... за точное время.
Согласитесь, нельзя жить с трактором и ориентироваться во времени по солнцу и петушиному крику.
Ходики делает наш московский завод «Авиаприбор», принадлежащий Гостресту Точной Механики.
На складе акционерного общества «Транспорт» равно уже лежит большая, в несколько тысяч штук, партия ходиков «Авиаприбора», предназначенных к отправке на места.
Ходики почему-то не отправляют, и механизмы их покрылись густой ржавчиной...
РКИ 15 июня постановил: предложить тресту и директору завода срочно пересмотреть ходики на складе, выявить количество испорченных, исправить их и разгрузить склад.
Администрации ни в коем случае не допускать посылки в деревню бракованных часов со следами ржавчины на механизме.
Лежат, ржавеют ходики на складе.
Растет и множится переписка между трестом, РКИ, «Авиаприбором» и прокуратурой.
Вечерняя Москва, № 210, 9 сентября 1930 года
Завод «МЕМЗа»
Завод «МЕМЗА» ликвидирует прорыв
«Металлолампа» и «Всерокомпом» к вам предъявлены законные требования!
Завкому и рабочим завода «Металлолампы»
Трест Точной механики заключил сделку с Всецветзолотом на поставку вашим заводом корпусов и крышек для будильниников, изготовляемых нашим заводом «МЕМЗА».
Выявляя причины невыполнения заводом промфинплана за 1-ое полугодие, ударная бригада обнаружила ряд ненормальностей в процессе выполнения заказа как со стороны заказчика, трест Точной механики и заводоуправление «МЕМЗА», так и со стороны поставщика, то есть заводоуправления вашего завода.
Мы просим вас оказать нам содействие и в ударном порядке изготовить корпуса и крышки для будильников из жести, уже высланной на ваш завод, а также принять меры к улучшению качества изготовляемых вами этих полуфабрикатов: нами отмечены неровный обрез корпусов, плохое вытягивание бортиков, морщинистость поверхности, заусеницы и другие дефекты.
Из числа подлежащих выпуску нашим заводом будильников за 1-ое полугодие 64.000 штуки заводом получено с «Металлолампы» всего лишь 32.000 штук корпусов и 36.000 штук крышек, что не могло не отразиться на выполнении промфинплана нашего завода за указанный период.
Отсюда вам должны быть совершенно понятны причины нашего обращения к вам за содействием и помощью в ликвидации создавшегося производственного прорыва.
Завкому и рабочим фабрики «Всерокомпома»
Выявляя причины невыполнения промфинплана и совершенно недопустимое отношение администрации вашей фабрики к принятым на себя договорным обязательствам по доставке заводу «МЕМЗА» циферблатов будильников.
Исходя из заказа завод «МЕМЗА» должен был получить с 1-го сентября по март около 130.000 циферблатов. На деле же было доставлено за этот же период времени лишь 33.140 штук, при чем из этого количества около 9.500 штук оказались забракованными.
Такое недопустимое пренебрежение к договорным обязательствам со стороны ы вашей фабрики привело к срыву программы нашего завода за первое полугодие и реально угрожает тем же второму полугодию.
Мы просим вас выявить виновных и принять меры к обеспечению завода более повышенным качеством циферблатов и сдаче их в количествах, предусмотренных договором, а также вне очереди компенсировать недовыполненную часть заказа за первое полугодие.
Одновременно мы обращаем ваше внимание на чрезвычайно высокий процент, более 27, брака вашей продукции.
председатель Завкома Блинов
ударная бригада рабочих Балашев, Ворошилов, Игнатов
«Московская правда», № 81, 17 апреля 1930 года
Всерокомпом — всероссийский комитет помощи инвалидам войны, больным, раненым и демобилизованным красноармейцам и семьям лиц, погибших на войне;
организовал ряд мастерских ремесленного и кустарного производства, где работают инвалиды
Номерное обозначение — 230 присвоено московскому заводу «Авиаприбор» в 1937 году, в подчинении Наркомата оборонной промышленности.