в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

Татьяна Алексеевна Маврина

Татьяна Алексеевна Маврина

Татьяна Алексеевна Маврина, 20.12.1900 – 19.08.1996 — русский художник, иллюстратор, живописец и график.

Родилась в Нижнем Новгороде 7 (20) декабря 1900 года в семье педагогов, известного учителя и литератора, земского деятеля Алексея Ивановича Лебедева и Анастасии Петровны Мавриной.

Училась в Москве в Высших художественно-технических мастерских — Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас – Вхутеин, 1921 – 1929), где училась у Р. Р. Фалька, Н. В. Синезубова, Г. В. Федорова.

С 1929 по 1931 годы входила в группу художников «Тринадцать» , которую состовляли художники-графики, мастера живописного рисунка. Учавствовала в двух состоявшихся выставках группы. Начиная со второй выставки группы 1930 года взяла фамилию матери — Маврина.

В 1930 году выходит замуж за художника-графика Н. В. Кузьмина. Живут в Москве, в крохотной комнатке на Сухаревской площади, летние месяцы проводя на даче в Абрамцеве.

В 1930-е годы, годы диктата разрешенного пути в искусстве («тихого искусства»), Маврина занималась живописью, писала акварели, работала как иллюстратор. роман А. Франса Боги жаждут (1937 г.). Многие ее работы этого времени близки французским постимпрессионистическим течениям, писала экспрессивно-живописные станковые вещи в духе «тихого искусства», порою с мягким эротическим оттенком, ласково называемых художником «мои ню'шки». Излюбленной техникой были рисунок тушью, акварель, гуашь и темпера, часто рисуя живопись маслом. Позднее рисунки часто переводились в цветную литографию. Последняя живописная работа Мавриной на холсте масляными красками была написана летом 1942 года.

После войны художница вновь открыла для себя мир народного творчества. Одним из основных источников вдохновения творчества являлись поездки-прогулки по русским городам Загорску (ныне Сергиев Посад), Угличу, Ростову Великому, Александрову, Суздалю, Переславлю-Залесскому и другим очагам архитектурной старины, делая зарисовки и экскизы для будущих работ, составившие многолетний цикл «По старым русским городам» (1942-1968 гг.). Она так натренировала свою память, свой глаз, что дома легко могла воспроизвести многоцветие природы по торопливым наброскам, сделанным с натуры.

Т. А. Маврина не только любила и собирала иконы, глиняные игрушки, подносы и вышивки, вместе с мужем Н. В. Кузьминым собрала великолепную коллекцию народного творчества, сама делала копии лубков и прялок, расписывала туески, старинные подносы и бутылки, вживалась в образ народного мастера. Выбранный путь позволял отойти от принципа социалистического реализма в единственно дозволенном тогда направлении — в сторону русского народного искусства, создав собственный, «мавринский» почерк — декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитива.

Одновременно велась работа над иллюстрированием сказок, отличительной чертой в творчестве художницы занимают ее жизнерадостные и всегда солнечные иллюстрации к детским книжкам. Выполненные в народном стиле и великолепно оформленные по сюжетам пушкинские книжки Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, 1949 год; Руслан и Людмила, 1960 год; У лукоморья, 1961 год, сборники — По щучьему велению, 1958 год; Русские сказки, 1963 год.

Слившиеся в единый общий стиль линии натурально-пейзажная и сказочная, породили новый пестрый поток своеобразного изо-фольклора, впитавшеего наряду с повседневным бытовым жанром массу мотивов народного творчства: изразцов, расписных прялок и пряничных досок. Книжки-картинки превратились в самоценные художественные альбомы, где поражающие своей искрометностью «современные лубки» безусловно доминирующие над текстом Гори, гори ярко (1957 г.), Сказочные звери (1965 г.), Пряники пекутся, коты в лапы не даются (1966 г), Сказочная азбука (1969 г.).

Продолжавшиеся путешествия по старинным русским городам, погружение в быт, традиции, ремесло старорусской культуры получило выражение в картинах и иллюстрациях вышедшей в 1980 году книги-альбома «Пути-дороги», в которой собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России — Звенигорода, Углича, Ростова, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и многих других городов.

Свою отличительную черту и узнаваемость мавринского стиля приобрели очерковые книги Загорск (1968), Городецкая живопись (1970 г.), Между Волгой и Двиной (1977 г. Лейпциг, на нем. языке), Пути-дороги (1980 г.), Москва. Сорок-сороков (2001 г.).

Татьяной Алексеевной Мавриной проиллюстрировано и оформлено более 200 книг, известны ее работы для театра и кино. В 1975 году лауреат Государственной премии СССР, за вклад в иллюстрирование детских книг в 1976 году была удостоена премии Г.-Х. Андерсена, в 1981 году присвоено звание Заслуженный художник РСФСР, золотая медаль Академии художеств за иллюстрации к детским книгам в 1987 году.

В 1966 году вышел в свет альбом-монография Татьяна Алексеевна Маврина (Костин В. И.). В 1997 году альбом графики и живописи Т. А. Маврина Мгновенье, остановленное цветом.

В конце 1980-х начале 90-х годов Маврина почти не покидала своего дома, поездки за город были очень редки. Вопреки всем болезням и недугам Татьяна Алексеевна отдавалась полностью своей стратси — живописи. Писала натюрморты, вмещавшие неизбывную силу ее натуры, настолько пластически убедительны, несут столь мощный энергетический заряд.

Из дневника Т. А. Мавриной: 07.01.94. «... Рождество. Гете, умирая, сказал: «Свети».» Она светила...

Один из последних натюрмортов, «Розы ночью», 1995 го, — винно-красные цветы на подоконнике на фоне синего неба с сияющим созвездием Ориона — можно назвать трагическим реквиемом перед неизбежным уходом в небытие.

Умерла 19 августа 1996 года, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1998 году Т. А. Маврина награждена почетным дипломом Международного совета по детской литературе за вклад в российскую литературу, книжную культуру для детей и юношества.

Книги с иллюстрациями Т. А. Мавриной

Д. Бедный, Восток, 1933 год
К. Г. Паустовский, Судьба Шарля Лонсевиля, 1933 год
А. Франс, Боги жаждут, 1937 год
А. С. Пушкин, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, 1949 год
Т. А. Маврина, Про охотника и большого орла, 1951 год
Т. А. Марина, Петух и бобок, 1952 год
Т. А. Маврина, Хоровод, 1952 год
Т. А. Маврина, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, 1954 год
Т. А. Маврина, Как у нашего Максима, 1956 год
Р. И. Петрушанская, Пир грибов, 1957 год
Т. А. Маврина, Гори, гори ярко, 1957 год
Н. Колпакова, Сокровище народа, 1957 год
Т. А. Маврина, По щучьему велению, 1958 год
А. С. Пушкин, Руслан и Людмила, 1960 год
А. С. Пушкин, У лукоморья, 1961 год
Т. А. Маврина, Как у бабушки козел, 1961 год
Т. А. Маврина, Русские сказки, 1963 год
Т. А. Маврина, Иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина и народным сказкам, 1964 год
Т. А. Маврина, Сказочные звери, 1965 год
Т. А. Маврина, Пряники пекутся, коту в лапы не даются, 1966 год
Т. А. Маврина, Сказочная азбука, 1969 год
Т. А. Маврина, Карусель, 1970 год
А. С. Пушкин, Лукоморье, 1970 год
Т. А. Маврина, За тридевять земель, Русские народные сказки, 1970 год
Т. А. Маврина, Иван-царевич и серый волк, 1970 год
Т. А. Маврина, Марья Моревна, 1970 год
А. С. Пушкин, Сказки, 1974 год
А. С. Пушкин, Ветер по морю гуляет, 1974 год
Т. А. Маврина, Птицы на море, 1976 год
Т. А. Маврина, Плетень, 1976 год
Т. А. Маврина, Как у бабушки козел, 1976 год
Т. А. Маврина, Солнце, Месяц и Ворон Воронович, 1977 год
А. С. Пушкин, Сказки, 1977 год
Т. А. Маврина, Ю. И. Коваль, Стеклянный пруд, 1978 год
Т. А. Мврина, Ю. И. Коваль, Заячьи тропы, 1980 год
Т. А. Маврина, Сивка-бурка, 1982 год
Т. А. Маврина, В некотором царстве, 1982 год
Т. А. Маврина, Ю. И. Коваль, Журавли, 1983 год
Т. А. Маврина, Гуси, лебеди, да журавли, 1983 год
Т. А. Маврина, За тридевять земель, 1986 год
Т. А. Маврина, А. П. Рогов, Таратушки, тарарушки — это русские игрушки, 1986 год
Ю. И. Коваль, Снег, 1985 год
Ю. И. Коваль, Бабочки, 1987 год
Ю. И. Коваль, Жеребенок, 1989 год
Т. А. Маврина, Поди туда-не знаю куда..., 1994 год
Т. А. Маврина, Лукоморье, Сказочные миры Татьяны Мавриной, 2010 год
Т. А. Маврина, Жили-были, 2013 год

Очерковые книги

Т. А. Маврина, В Москве, 1947 год
Т. А. Маврина, Загорск, рисунки и акварели, 1968 год
Т. А. Маврина, Городецкая живопись, альбом, 1970 год
Т. А. Маврина, Между Волгой и Двиной, 1977 год, Лейпциг, на немецком языке
Т. А. Маврина, Пути-дороги, из путевых альбомов художника, 1980 год
Т. А. Маврина, Москва. Сорок сороков, работы военных лет, 2001 год
Т. А. Маврина, Цвет ликующий, Дневники, Этюды об искусстве 2006 год
Т. А. Маврина, Москва. Подмосковье. Поволжье, акварели, 2010 год

О ней

В. И. Костин, Татьяна Алексеевна Маврина, 1966 год
А. А. Сидоров, Н. А. Дмитриева, Татьяна Алексеевна Мварина, каталог, 1973 год
Е. М. Жукова, Татьяна Алексеевна Мварина, 1973 год
Т. А. Маврина, Каталог по материалам выставки, организованной Союзом художников СССР и Государственной Третьяковской галереей, 1973 год
И. В. Чернович, Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник, Татьяна Алексеевна Маврина, 1978 год
И. В. Чернов, Татьяна Алексеевна Мварина, каталог выставки, 1978 год
И. В. Чернов, Выставка произведений. Загорск, каталог выставки, 1978 год
Н. А. Дмитриева, Татьяна Маврина, графика, живопись, альбом, 1981 год
А. Ю. Чудецкая, Мгновенье, остановленное цветом, графика, живопись, альбом, 1997 год
Московский государственный музей «Дом Бурганова», Татьяна Маврина, из коллекции музея классического и современного искусства и частных собраний, 2003 год
А. Ю. Чудецкая, Четыре жизни Татьяны Мавриной, 2000 год
Н. Козырева, А. Мальцева, Государственный Русский музей, Татьяна Маврина, 2005 год Н. Козырева, Выставка произведений, 2005 год


Т. А. Маврина, автопортрет, 1934 год
Т. А. Маврина, автопортрет, 1934 год
Т. А. Маврина, внучка Елена
Т. А. Маврина, внучка Елена

 


назадътитулъдалѣе