в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

планъ городу Сердобску 1826 года
планъ городу Сердобску 1826 годъ

Архитектура и градостроительство

В год 1699 на обрывистом берегу реки Сердобы были вырыты первые землянки Сердобинской, Архангельской, слободы, меняющиеся со временем на мазанки с хозяйскими постройками вокруг.

Генеральный план, разработанный комиссией Бецкого в 1826 году, предусматривает перепланировку существующей слободы. В нем остаются нетронутыми старые площади Базарная, Соборная, Нагорная и предусматривается новая — Песчаная. Застройка улиц в это время ведется деревянными домами. До конца XIX века в своей основе дома были деревянными, небольшими, крытые тесом, а местами соломой, каменные здания были немногочисленны. Из первых построек в камне отметим Присутственные места на территории современной Нагорной площади, входившие в комплекс часового завода: Управление воинского начальника, Полицейское управление, Казначейство и Тюремный замок.

Со временем центр города перемещается из исторической нагорной части в низменную часть — торговую. В центральной части города выделяется классицистический ансамбль торговой площади конца XVIII века, дополненный постройками начала XX века. Архитектурный облик города определяют также купеческие особняки конца XIX — начала XX веков, построенные в стиле неоклассицизма и модерна, небольшие деревянные дома, украшенные резьбой.

В начале XX века в городе строится много хороших каменных и деревянных домов, крытых преимущественно железом.

Окружение города лесом, обилие зеленых насаждений, скверов в черте города придает Сердобску уютный провинциальный облик.

здания бывших земства (1879), женской гимназии (1910), реального училища (1913), школы (конец XIX в.), пожарного депо (начало XX в.), 2 церкви Михаила Архангела (1864 и 1905). В регулярной застройке Сердобска, развивавшейся по генеральному плану конца XVIII в Позже, в начале 19 века, стали появляться каменные здания, которые можно было сосчитать по пальцам. Среди каменных построек выделялась женская гимназия, а напротив нее - типография Щетина. На этой же. Центральной улице, при въезде в гору было построено здание Земской управы - позже - «нардом». На улице Красной до настоящего времени сохранился дом Ладыженского, на Набережной, до недавнего времени, стоял двухэтажный дом госпожи Поповой — мебелированные номера. Богадельня тоже сохранила свой вид, в ней сейчас сельскохозяйственный техникум…

Здания бывшего Земства 1876 год, Женской гимназии 1910 год, Реального училища 1913 год, Школы конец XIX века, Пожарного депо начало XX века, Собор Михаила Архангела 1905 год.

С трех сторон город окружен лесами. Обилие зеленых насаждений, скверов и в самой черте города придает ему уютный провинциальный облик.

Дома — разные по архитектуре, дизайну, высоте: начиная от домиков частного сектора, то аккуратных, с резными ставнями, то разухабистых, и заканчивая кирпичными шестиэтажками.

Архитектура Сердобска складывалась постепенно с учетом старых дореволюционных построек в центральной части города — его административного и торгового центров, размещения предприятий и общественных зданий, связанных с жилым сектором.

В 20 км к западу от Сердобска, близ села Куракино, дворцово-парковый ансамбль, конец XVIII – начало XIX веков, бывшая усадьба князя А. Б. Куракина Надеждино.

Архитектурные направления того времени отличались неоднородностью, часто в одном сооружении смешивались несколько направлений: модерн, неоклассицизм, неоромантизм, лишая его стилистического единства.

Выделяющиеся их из множества архитектурных сооружений, имеющие ряд особенностей постройки в стиле модерн. Красота, обусловленная идеологией стиля, и высокий строительный уровень, связанный с появлением новых технологий и материалов, а также сравнительно незначительное общее количество объектов, появившихся в короткий строительный период с конца XIX века до начала Первой Мировой войны.

Основные группы сооружений начала XX века можно разделить на жилые, гражданские, общественные, культовые, инженерные и промышленные.

Жилые здания целесообразно разделить на особняки, жилые дома, доходные дома и загород­ные усадьбы.

Особняки особенно рельефно отражают черты модерна, обладающие яркой образной характеристикой. Особняк с надворными постройками по Горному переулку имеет своеобразную планировку помещений, ядро которой — центральный холл, освещающийся через световой фонарь. Строгий главный фасад с узкими тягами вертикальных членений, поднимающихся над карнизом, оживлен цветком лотоса в филенках дверного полотна. В задней деревянной части башни-спальни имеется балкон.

Архитектура учебных зданий в губернии на протяжении всего XIX века была ориентирована на формы классицизма, которые в начале XX века получили лишь некоторую окраску модерна, породив сплав этих стилей. Три наиболее выразительных и крупных здания, сочетающих в своем облике черты модерна и неоклассицизма: Реальное училище в 1907 году, Женская гимназия в 1919 году и Ремесленное училище в 1913 году. Реальное и Ремесленное училища характеризуются пространственной сложностью и разновысотностью асимметричных объемов. Строгий, но изысканный декор стен с разнотонной кладкой включает аттики, полосы полуналичников, щелевидные нишки. Наиболее нарядна Женская гимназия, фасады которой украшены фигурными аттиками над креповками и своеобразными, с подсолнухами, металлическими решётками парапета крыши, балкона и ограды участка.

Инженерные и промышленные сооружения

Новые конструктивные идеи нашли в начале XX века воплощение в строительстве мостов, которое было направлено на улучшение транспортных связей и осуществлялось, как правило, на средства Земства. Мосты в этот период строили как на местных дорогах между деревнями, так и на крупных трактах. Конструкции мостов весьма разнообразны: железобетонные на фермах, железные крытого типа и типа «труба». Железнодорожный мост через реку Cердобу стальной балочный с сквозными фермами. Железные мосты, традиционно связанные с железнодорожным строительством, встречаются на шоссейных дорогах. Мост у села Пяша относится к мостам крытого типа — их ограждают фермы, связанные вверху в жесткую конструкцию. Мосты резко выделялись и сейчас выделяются своим обликом на фоне традиционной застройки поселений. Большой запас прочности позволил им сохраниться практически без изменений.

Элеватор — сооружение, предназначенным для хранения и сортировки зерна. Их строительство в хлебородных районах России в конце XIX – начале XX века рассматривалось как важная государственная задача. Элеватор, принадлежавший правлению Рязано-Уральской железной дороги, построен в конце XIX века у железнодорожной станций, это способствовало удобному вывозу зерна. Деревянные сооружения из бруса, выполненные по типу канадских, отличает утилитарная простота форм; с модерном в них связаны лишь конструктивные новации, в том числе использование бетона в рабочей башне и намек на национально-романтические мотивы в виде деревянных деталей фронтонов зернохранилищ.

С 1910-х годов сеть элеваторов перешла во владение Государственного банка, с деятельностью которого связан второй этап строительства. Двукрылое сооружение более вместительное и отличается более высокими эстетическими качествами. В облике господствует модерн, который проявляет себя в контрастном по форме и материалу сочетании объемов зернохранилища: дерево, металл, и рабочей башни: бетонные блоки, эффектном завершении крышей с изломом, изящных деталях в завершении рабочей башни в виде волнообразных аттиков с надписями и столбиков с шишечками. Построенное основательно, в виде комплекса, включающего погреб для хранения горючего и контору с сараем. Железобетонный погреб-бункер обладает очень яркими чертами модерна, выступает над землей в виде полусферы, в которую врезан наклонный короб входа, оформленный аттиком и контрфорсами. Облик конторы выполнен из блоков в форме неоклассицизма.

Первый построенный элеватор уничтожен пожаром, второй продолжает функционировать по сей день, сохраняя некоторое первоначальное оборудование. Произведена частичная модернизация: нефтяные двигатели заменены на электрические, переделаны приемные устройства, рассчитанные на гужевой транспорт, поставлены более мощные подъемные механизмы, площадь расширена путем постройки новых закромов и зерносушилок.


 


назадътитулъдалѣе